По словам Левитина, вчера в Сочи собрались все, кто в России имеет четкое представление, что такое "транспортная логистика". Ведь проблемы перед олимпийским городом стоят на первый взгляд просто неподъемные: к "летней столице" сегодня ведут не дороги, а дорожки. Не то что двум фурам, легковушкам не разъехаться. Внутри города ситуация не лучше.
Стальная магистраль, проложенная вдоль моря еще в царские времена, тоже перегружена, поезда идут с самым минимальным интервалом. А надо еще Олимпиаду готовить, миллионы тонн грузов и стройматериалов доставить.
- Мы понимаем, что в период подготовки в городе резко возрастет нагрузка на все объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь на автомобильный и железнодорожный транспорт, на аэропорт в Адлере, - сказал на вчерашнем сочинском совещании Игорь Левитин. - И мы видим, что эта инфраструктура сегодня не соответствует тем требованиям, которые необходимы для проведения Олимпиады.
Пользуясь удобным моментом, поскольку федеральная целевая программа развития Сочи должна пройти серию корректировок, транспортники решили срочно внести свои предложения, а заодно и выяснить, можно ли как-то "подтянуть" новую программу, касающуюся развития транспортной системы юга России до 2015 года к решению общих задач.
Предложения прошли: Греф и Левитин договорились в Сочи о создании единой межведомственной оперативной группы "по вопросам взаимодействия в транспортной логистике". Объекты "раскидали" по двум федеральным программам: "олимпийской" и "транспортной". К примеру, все, что касается транспортной логистики Адлерского района и Красной Поляны, останется в "олимпийской" программе, а "внешние" подходы Сочи и строительство внутренних дорог, впрямую не связанные с проведением Зимних игр, будут финансироваться по "транспортной".
Все начнется скоро: в ближайшее время состоятся конкурсы на проектирование и строительство новых автомобильной и железной дорог от Адлера и Красной Поляны - такое решение было принято на вчерашнем совещании. Кроме того, там вновь обсуждалась давняя идея о переносе железной дороги Туапсе-Адлер из пляжной зоны в глубь суши. С этим проектом решили повременить, он, как выяснилось, не самый актуальный сегодня. Отложена еще одна идея, которую давненько вынашивают руководители северокавказских республик: о шоссе, соединяющем по короткому пути через горы курорты Минвод и Сочи.
- Это слишком дорогой проект, у нас сейчас нет финансовых возможностей его осуществить, надо ведь пробивать тоннель через Главный Кавказский хребет, вы понимаете, сколько это может стоить, - пояснил министр транспорта, отвечая на вопросы журналистов по окончании совещания.
Зато внесена ясность, как соединить подъездные пути к Сочи с внутренними автомобильными дорогами. К 2010 году закончится строительство объездной дороги вокруг курорта, ее состыкуют с трассой Джубга-Сочи. Что касается "легкого метро", ведущего к олимпийским объектам, то Левитин не захотел его так называть: "там будут работать составы особого типа, возможно, и из числа уже существующих". Впрочем, это все еще будет не раз обсуждаться.
Появилась ясность и с "финишной чертой" федеральной трассы "Дон": она не "уткнется" в Краснодар, логика событий подсказывает, что надо связать ее с городами Черноморского побережья, и средства для этого найдутся.Пока не нашло поддержки предложение о "разгрузке" центральной части Сочи за счет строительства сплошной эстакады над Курортным проспектом: против "двухэтажной" дороги активно выступили местные власти. Поэтому обсуждается идея о дороге-дублере этого проспекта.
На совещании в "летней столице" определились и со строительством двух грузовых портовых терминалов на сочинском побережье: без них подготовка к Олимпиаде невозможна, по суше необходимое количество материалов и оборудования с учетом напряженной транспортной ситуации в городе просто не перевезешь. Такие терминалы появятся в устье реки Мзымта и в Имеретинской долине.
На вопрос корреспондента "РГ" - останутся ли эти "портопункты" после Олимпиады, Игорь Левитин сообщил, что региональные власти к этому времени определятся: нужен ли Сочи грузовой порт или построенное лучше переделать в марины для яхт и прогулочных судов.