Об этом официально объявил вчера Центр общественных связей ФСБ России.
Бывшему майору российской налоговой полиции Миллер был известен также под псевдонимами "Пол" и "Антонио Алварес де Идальго". По роду своей бывшей службы Жарко никогда не имел доступа к материалам особой важности и тем более стратегического характера. Признание экс-налоговик сделал после нашумевшей 31 мая этого года пресс-конференции в Москве российского бизнесмена Андрея Лугового, сообщившего о попытках его вербовки британскими спецслужбами.
Напомним, что английская Фемида обвинила Лугового в насильственной смерти другого экс-силовика, бежавшего в Лондон, Александра Литвиненко и потребовала его экстрадиции. На пресс-конференции Луговой отверг все обвинения со стороны Лондона и заявил, что "главную роль в этой темной истории играют британские спецслужбы и их агенты - Березовский и ныне покойный Литвиненко".
Корреспонденту "РГ" в ЦОС ФСБ сказали, что причиной явки с повинной Жарко стало опасение за свою жизнь.
В ходе предварительного следствия Жарко рассказал, что его вербовка (сначала под видом консалтинга) состоялась в Лондоне. Вербовал его Литвиненко, предложив "работать на правительство". Он же познакомил его с англичанином Марком Флинтом, якобы отставным офицером и владельцем консалтинговой компании. Последний привел двоих англичан: Пола и Джона, которые хорошо говорили по-русски и не скрывали, что работают в МИ-6. Они сообщили, что их интересует информация по России политического, экономического и военного характера. С новоявленного шпиона взяли расписку в том, что он брал деньги от секретной службы Ее Величества. При этом Литвиненко для "весомости" выдал его за сотрудника ГРУ. "Зарплату" Жарко установили в 2000 евро ежемесячно.
При следующем визите Пол и Джон объявили, что свидания в Лондоне прекращаются, встречи будут в других странах. Жарко была закрыта въездная виза в Англию. Следующий контакт состоялся в Стамбуле. Встретивший Жарко офицер разведки сообщил ему не только свое настоящее имя и фамилию (Джон Калаган), но и рассказал, что прежде работал в Москве, "под крышей" первого секретаря посольства. Литвиненко также присутствовал на этой встрече.
Периодически к ним присоединялся еще один человек - сотрудник стамбульской резидентуры Кен. Он тоже раньше работал в британском посольстве в Москве, откуда был выдворен в 1996 году за шпионаж.
Завербовав Жарко, британцы послали его на Украину, где теперь уже ему поручили роль вербовщика. Для экстренных случаев ему выдали сотовый телефон, по которому он мог связываться опять-таки с Литвиненко. Но в 2005-м англичане поставили новую задачу: теперь он должен был собирать информацию по неправительственным российским организациям. К тому времени произошла и смена кураторов: в Хельсинки снова Литвиненко представил Жарко двух других сотрудников разведки - Мартина и Ли.
В 2006-м британцы потребовали найти подходы к Управлению контрразведывательных операций ФСБ. По их информации, кто-то из сотрудников посольства в Москве был завербован ФСБ.
На Миллера у ФСБ уже имелось солидное досье. Он "засветился" по уголовному делу в отношении полковника Минобороны России Сергея Скрипаля, осужденного в 2006 году на 13 лет за шпионаж в пользу Англии. В ЦОС ФСБ также сообщили: "Пол", работавший в 1999 году под прикрытием 1-го секретаря британского посольства в Таллине, также фигурировал в уголовном деле в отношении подполковника запаса Валерия Оямяэ, осужденного в 2001 году за государственную измену к 7 годам тюрьмы. При этом наши собеседники подчеркнули, что в вербовке последнего британцы участвовали в тандеме с департаментом охранной полиции МВД Эстонии.
Кстати, бывший сотрудник КГБ, завербованный МИ-6, Олег Гордиевский, охарактеризовал "Пола-Алвареса" как "лучшего специалиста по России".
Но вот незадача. В одном из интервью российским СМИ Жарко так описал информацию, которую он "сливал" британским спецслужбам: "Я писал им какие-то совсем общие обзоры, выуживая информацию из разных интернет-сайтов. А там такого насочиняют... Но британцы все это принимали за милую душу. Так что ничего противозаконного я не совершал".
Последний раз с Березовским он разговаривал после пресс-конференции Андрея Лугового. Беглый олигарх "предложил немедленно встретиться". "Но я к тому моменту, - заявил Жарко, - уже решил для себя, что больше в эти игры с ним и с МИ-6 не играю. Я осознал, что все мои справки и прогнозы - лишь этап по втягиванию меня в нечто более серьезное. И это не замедлило произойти. На одной из встреч меня попросили собрать данные на сотрудников российских спецслужб, которые могли бы пригодиться при их вербовке англичанами. Они даже собирались снабдить меня каким-то особым портативным компьютером для передачи информации. Но я тогда уже смекнул, дело идет к чистому шпионажу".
В ЦОС нам сообщили, что на основании показаний Жарко и других собранных данных следственное управление ФСБ России возбудило уголовное дело по факту разведывательно-подрывной деятельности британских спецслужб в ущерб внешней безопасности России.
Между тем
В посольстве Великобритании в России отказались комментировать информацию о том, что вербовкой россиянина Вячеслава Жарко занимался кадровый разведчик МИ-6 Пабло Миллер. "В соответствии с устоявшейся практикой мы никогда не комментируем вопросы разведки", - заявили в пресс-службе британского посольства.