17.08.2007 11:20
    Поделиться

    В Жуковском создадут российский центр авиации

    На базе наукограда Жуковского создается российский центр авиации
    21 августа стотысячный Жуковский станет авиационной столицей мира - здесь откроется очередной Международный аэрокосмический салон. Съедутся представители более 700 предприятий авиационной промышленности и авиакомпаний из России, стран дальнего и ближнего зарубежья. Накануне этого события глава Жуковского Александр Бобовников ответил на вопросы корреспондента "РГ", рассказав без утайки не только о "небесных" перспективах города, но и вполне земных проблемах.

    Российская газета | Александр Петрович, Жуковский получил статус наукограда в январе этого года. Какие кардинальные изменения произойдут в городе с присуждением нового статуса? Приходилось слышать мнение: он мало что дает, поэтому многие наукограды до сих пор не могут выбраться со дна ямы, в которую угодили в 90-е годы, когда в разы сократилось финансирование науки.

    Александр Бобовников | Лет шесть-семь назад некоторые наукограды в стране буквально погибали. Особой поддержки со стороны областных властей не было. Рассуждали так: "Вы - федеральные, вот федеральная власть пусть вам и помогает". А помощи и оттуда не было. Госзаказы сокращались, людям нечем было платить зарплату. Тогда город науки Жуковский тоже имел федеральное подчинение и буквально стоял на коленях. С приходом на пост губернатора Московской области Бориса Громова ситуация поменялась. И свою политику он выстраивал по другим принципам: делить города на федеральные и областные нельзя - власть обязана отвечать за всех жителей области.

    РГ | И с деньгами область стала помогать?

    Бобовников | Да. За шесть лет бюджет Жуковского вырос в 5-6 раз. Меня выбрали главой города в 2000 году. Тогда в бюджете города было 80 миллионов рублей, а сейчас - 1,5 миллиарда. Такой рост произошел и в других наукоградах области. Соответственно улучшается благоустройство, строятся детские сады, больницы, школы... В одну зиму пришлось вводить чрезвычайную ситуацию по подаче тепла. Сегодня уже точно можно сказать: такое не повторится. Обновили основные инженерные сети. Начали программу по ремонту дворов. После реконструкции Дворец культуры ЦАГИ стал одним из лучших в области. В нем занимаются более тысячи детей в самых разных кружках и студиях. В Жуковском есть свой симфонический оркестр под руководством народного артиста Сергея Скрипки. Выстроили спорткомплекс - сегодня он один из лучших легкоатлетических комплексов в России.

    РГ | Капитального ремонта требуют много жилых домов?

    Бобовников | Сейчас проводим полную ревизию жилья и видно, что проблем еще очень много. Я считаю, реформу ЖКХ нельзя сбрасывать на жителей. Прежде чем отдать людям жилье, необходимо отремонтировать его. И только после этого сказать: дорогие жители, кровля есть, тепло и вода есть - берите, содержите, берегите свою собственность, потому что это уже ваш капитал.

    РГ | А что будет с теми домами, которые раньше были кооперативными?

    Бобовников | В Жуковском свыше 70 ЖСК. Когда-то их строили молодые специалисты, имевшие зарплату намного выше средней. Сегодня это уже люди пенсионного или предпенсионного возраста. Содержать дома им крайне тяжело. Но законодательство не позволяет бюджетные деньги отдавать собственнику. Придумываем разные варианты, чтобы им помочь. Отдать эти дома в собственность муниципалитета теоретически можно, а практически нет. Процедуры передачи крайне сложные. Часто приходится сталкиваться с непониманием, что люди, работающие в государственных научных центрах, на федеральных предприятиях живут в конкретном городе. Я как глава города отвечаю за то, чтобы создать людям нормальные условия жизни, чтобы из кранов текла вода, а подъезд был чистый... Но как администрация города может это обеспечить в полном объеме, когда федеральные предприятия не могут полностью выплачивать налоги в местный бюджет?

    РГ | Статус наукограда Жуковский получил в начале года, вряд ли город успел попасть в областную и федеральную программы финансирования подобных центров.

    Бобовников | Сейчас пытаемся исправить такое положение. Из бюджета области уже выделено 50 миллионов рублей. В основном они пойдут на строительство детских садов, с которыми в городе большие проблемы. 1,5 тысячи семей стоят в очереди. Постараемся решить вопрос за 2-3 года. Однако статус наукограда не только обеспечил Жуковскому приток финансовых средств, но и воодушевил горожан.

    РГ | Это правда, что само понятие "наукоград" появилось в Жуковском?

    Бобовников | В самые беспросветные годы его придумали наши депутаты, среди которых было много ученых. Город и замышлялся как наукоград. Он назван в честь великого русского ученого Николая Жуковского. Его работы - основа идей, на которых базируется современная авиационная наука. В 1918 году Жуковский предложил советским властям создать комплексный научный центр - и вскоре начал работать Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Спустя несколько лет для экспериментальной базы института, где могли бы проводиться испытания высокоскоростных самолетов-монопланов, выбрали место в пойме Москвы-реки, неподалеку от железнодорожной платформы Отдых. Для сотрудников института построили жилой поселок, названный в духе того времени - Стаханово, который в 1947 году и стал городом Жуковским. Он всегда считался наукоградом, общероссийским центром, где не только разрабатывались, но и претворялись в жизнь самые разные проекты в сфере авиации, радиоэлектронике и приборостроении. В ЦАГИ, Летно-исследовательском институте работает элита российской авиации. В Жуковском давно нашли прописку основные предприятия российского авиапрома, научные институты и конструкторские бюро. На них работает около 15 тысяч человек из 100 тысяч, проживающих в городе.

    РГ | Жуковский, как предложил президент Путин, должен стать российским авиационным центром. В рамках этого проекта здесь развернут свою деятельность "Объединенная авиационная корпорация" (ОАК), в состав которой входят десятки компаний и учреждений, а также транспортно-выставочный комплекс "Россия", другие предприятия. Им есть, где разместиться?

    Бобовников | Уже сейчас городу дополнительно выделили 500 гектаров земли именно для развития его в качестве центра авиации. ОАК пока разместится в ЛИИ им. Громова, на базе летно-доводческих станций и баз, которые уже существуют: Туполев, Ильюшин, Микоян, Сухой, Яковлев. В дальнейшем будут реализовываться более серьезные планы. Это задача на много лет вперед.

    РГ | Хватит ли для таких амбициозных планов человеческих ресурсов? Элитные предприятия Жуковского - ЦАГИ, ЛИИ, другие остро испытывают нехватку кадров.

    Бобовников | Главная причина этого - низкая заработная плата. Средняя зарплата в городе - почти 18 тысяч рублей, а на федеральных предприятиях - ЦАГИ и ЛИИ - она значительно отстает. Разве может быть оплата элитного конструктора такой низкой? Ведь, по моему мнению, должно быть наоборот - за уровнем зарплаты на федеральных предприятиях должны тянуться все остальные. Предприятия пытаются удерживать молодых и перспективных квартирами - не у всех получается. Но не везде такая картина. В Жуковском есть предприятия, куда и москвичи охотно ездят на работу. Если говорить о перспективном будущем, то при существующих положительных тенденциях в течение 10 лет Жуковский может увеличиться за счет приезда квалифицированных специалистов как минимум на 30 тысяч человек. Но если не поменяется государственная политика финансирования предприятий, имеющих стратегическое значение для страны, многие планы так и останутся на бумаге. Чтобы этого избежать, необходим национальный проект в области авиации, разработка базовых принципов которого уже сейчас активно ведется.

    РГ | В прессе появлялись сообщения об организации технопарка на базе ЦАГИ. Это дело далекого будущего?

    Бобовников | Идея создания технопарка - наша общая с ЦАГИ, а областное правительство ее активно поддержало. Такая форма объединения научных, производственных, коммерческих структур в единую гибкую систему давно показала себя с самой лучшей стороны. Под крышей технопарка разместятся предприятия малого и среднего бизнеса, которые займутся научными разработками, будут претворять их в жизнь и реализовывать на рынке. Здесь же будет и своя учебная база. Этот центр станет определять наиболее эффективные технологии и направления технологического оснащения машиностроительных предприятий в области металлообработки. По предварительным оценкам, реализация этого проекта привлечет в город к 2010 году без малого 3 миллиарда рублей. По расчетам, оборот средств, осуществляемый в технопарке, в несколько раз превысит нынешний оборот ведущих предприятий города. Сейчас он составляет порядка 2,5 миллиарда рублей. Значит, возрастут поступления и в местный бюджет. И помимо этого технопарк позволит открыть свыше тысячи новых рабочих мест.

    РГ | Вы сказали, в технопарк придет малый и средний бизнес. А сейчас много таких предприятий в Жуковском, которые занимаются инновациями?

    Бобовников | Есть, и у них очень интересные разработки. Например, одно из предприятий выпускает комплексные тренажеры для летчиков, как для гражданских, так и для военных. Инженеры другого предприятия разработали интересные приборы учета электроэнергии. С их помощью можем централизованно регулировать подачу электроэнергии. Некоторые предприятия параллельно с авиационными проектами работают в сфере медицины. Разработан прибор, который позволяет брать пробу билирубина без иглы. Незаменимая вещь, когда необходимо взять анализ, например, у ребенка. Прикладываешь к ладони - и через 2 секунды готов результат. Беда заключается в том, что это все трудно продается на рынке. Почему-то многие менеджеры предпочитают заключать дорогостоящие контракты за границей. Иногда сотрудники малых предприятий предлагают: давайте откроем фирму где-нибудь в Китае, вот тогда разработку купят.

    РГ | Скоро открытие Международного авиационно-космического салона. Город готов встретить гостей?

    Бобовников | На сто процентов. Уже отработано обеспечение безопасности как города в целом, так и городских предприятий. Это на сегодняшний момент самое главное. Все остальное мы делаем в соответствии с нашими планами - дороги, благоустройство, коммунальные вопросы.

    И, пользуясь случаем, всех ваших читателей приглашаю в Жуковский. Обещаю - скучать не придется.

    Поделиться