Такое мнение высказал журналистам начальник правового управления Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский. Скандал с "Алеа" первый после введения в действие финансовых гарантий для туристов.
Напомним, что этот петербургский туроператор, зарегистрированный Ростуризмом и пользующийся гарантией "Московской страховой компании", в начале августа растворился в воздухе, оставив примерно полсотни своих клиентов без денег и без путевок. Некоторые СМИ поспешили заявить, что недавно введенный закон о финансовых гарантиях не действует, поскольку немедленных компенсаций никто из обманутых туристов не получил. Однако Евгений Писаревский призвал не спешить с выводами, поскольку существует определенный законом порядок выплаты таких компенсаций.
- Никто никогда не обещал, что пострадавшие будут получать деньги сразу, - утверждает он.
- Ростуризм только две недели назад обратился в правоохранительные органы по поводу исчезновения туроператора "Алеа". Еще не прошло даже тридцати дней с момента наступления страхового случая. Так быстро выплаты никогда не производятся.
Сама "Московская страховая компания" два дня назад направила в Федеральную службу страхового надзора запрос о правомочности страховых выплат клиентам "Алеа" в досудебном порядке. Пока компания получила 12 заявлений от обманутых клиентов "Алеа" на общую сумму 780 тысяч рублей, в то время как изначально на страховые выплаты клиентам этой фирмы было зарезервировано 5 миллионов рублей. Даже если в итоге резерва не хватит, по мнению экспертов, любая страховая компания скорее предпочтет расплатиться с пострадавшими за счет собственной прибыли, нежели утопить свою репутацию в заведомо проигрышных судах.
Впрочем, участников пресс-конференции, организатором которой выступала Ассоциация туроператоров России, больше волновал другой вопрос. По словам туроператоров, многие россияне поняли закон о финансовых гарантиях неверно.
- Туристы решили, что нововведение позволяет им возвращать деньги за путевку через страховую компанию, если им просто что-то не понравилось, - говорит представитель одной из крупных туристических компаний Татьяна Коршунова. - На самом деле фингарантии - это инструмент, который позволяет выплатить туристу возмещение за реальный ущерб, если туроператор по каким-либо причинам не может удовлетворить иск.
Такое толкование закона, жалуются туроператоры, привело к появлению профессиональных жалобщиков, которые действуют на самых разных уровнях: кто-то утверждает, что туроператор причинил ему невероятный моральный ущерб, поселив его в неправильном номере, и требует огромной денежной компенсации, а кто-то решается на самое настоящее уголовное мошенничество. В качестве примера была приведена совершенно фантастическая история: одна семейная пара несколько раз отправлялась на Кипр и там якобы инсценировала гибель супруга, после чего получала довольно-таки большие деньги на перевозку тела. Это продолжалось, пока очередная страховая компания не догадалась хорошенько проверить предоставляемые безутешной вдовой данные.
Как с этим бороться? По словам Евгения Писаревского, от любителей вполне законно, но все-таки не совсем честно поправить свое материальное положение за счет туроператора туристический бизнес спасет Гражданский кодекс, который запрещает использовать гражданские права исключительно в целях причинить кому-либо вред. В таком случае адвокат туроператора может потребовать отказа в иске.