21.08.2007 01:00
    Поделиться

    Состояние отечественного станкостроения признано угрозой национальной безопасности

    Сейчас, когда созданы авиастроительная и судостроительная корпорации, активно развивается транспортное машиностроение, появился весомый оборонный госзаказ и вырос экспорт вооружений, в полный рост встала проблема обеспечения российской промышленности собственными средствами производства средств производства. По признанию первого вице-премьера Сергея Иванова, в активах станкоинструментальной промышленности не осталось ни рубля государственных средств.

    Как же развивалась отрасль в абсолютно рыночных условиях? Прямо скажем, деградировала. Новые владельцы станкозаводов зачастую так их перепрофилировали, что в развлекательных центрах, складских помещениях не признать прежних флагманов технического прогресса. Динамика роста выпуска станков с числовым программным управлением, обрабатывающих центров, гибких автоматических линий сперва затухла, а затем полностью сдалась спросу на примитивные агрегатные станки.

    Начиная с 2002 года импорт механообрабатывающего оборудования превышает его внутреннее производство. По данным минпромэнерго, зависимость России от поставок станков из-за рубежа составила в 2006 году 87 процентов. Страна в 1990 году, занимавшая третье место в мире по производству и второе - по потреблению механообрабатывающего оборудования, нынче откатилась соответственно на

    22-е и 17-е места. В 2006 году произведено около семи тысяч единиц металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования - в 14,5 раза меньше, чем в РСФСР за 1990 год. Доля станкостроения в ВВП страны не превышает 0,05 процента. Годовая выручка на одного работника составляет меньше 350 тысяч рублей - в десять и более раз уступая показателю развитых стран.

    Эти и другие не менее впечатляющие данные привел на недавнем заседании правительственной комиссии заместитель министра Андрей Реус. Он опроверг распространенное мнение, что любое механообрабатывающее оборудование и инструмент могут быть свободно приобретены у зарубежных производителей. Развитые страны контролируют экспорт наиболее наукоемкого оборудования и технологий, как принадлежащих к технологиям двойного назначения.

    В США, Японии, Евросоюзе действуют системы лицензирования экспорта технологий двойного назначения. Специалисты минпромэнерго отмечают, что к юридическим механизмам в последнее время добавились и начинают применяться специальные технические средства, ограничивающие несанкционированное зарубежным поставщиком использование и перемещение наукоемкого механообрабатывающего оборудования. Например, оснащение датчиками контроля местоположения с помощью глобальной навигационной системы GPS. Или - обязательное подключение оборудования к глобальной сети Интернет. Практикуется установка скрытых системных программных модулей, накапливающих информацию о выпускаемой продукции.

    Важно учитывать, что большая часть механообрабатывающего оборудования, внесенного в списки технологий двойного назначения, не производится в нашей стране или серьезно уступает по своим характеристикам зарубежным аналогам. Таким образом, российское оборонное и гражданское машиностроение будет находиться под угрозой потери доступа к передовому механообрабатывающему оборудованию, отнесенному к технологиям двойного назначения, - полагает Андрей Реус. И речь здесь не идет о необходимости полного самообеспечения (это противно логике современного развития), но машиностроение России должно быть безусловно обеспечено отечественным механообрабатывающим оборудованием наиболее наукоемких категорий - то есть относящимся к технологиям двойного назначения по международному списку. С точки зрения Андрея Реуса, это вопрос национальной безопасности.

    Парк станков сократился в стране на миллион единиц. Из оставшихся полутора миллионов половина находится в возрасте 20 и более лет. Полный физический износ определен в 26 лет. Для того чтобы обеспечить простое воспроизводство, требуется в разы увеличить поставки нового оборудования, а для расширенного... Даже если имеющиеся полтора миллиона станков заменить на новые, то хотя бы полтора миллиона подготовленных станочников завтра не появятся. А ведь надо предусмотреть и вторую, и, желательно, третью смену.

    В августе минпромэнерго стало регулярно собирать станкостроителей для определения неотложных мер, в том числе налоговых и таможенных. Ясно, что принятая в прошлом году стратегия развития станкоинструментальной промышленности России до 2015 года нуждается в корректировке. Хотя первые результаты вселяют оптимизм. Отрасль показывает неплохую динамику, правда, с низкого старта.

    Станкостроители вроде бы и сами не прочь создать объединенную корпорацию. Но своих силенок маловато.

    Специалисты говорят, что государство могло бы поучаствовать в этом бизнесе "золотой акцией" и пакетом преференций для своих партнеров. Либо объявить налоговые каникулы для станкостроения, и тогда в отрасль придут крупные инвесторы.

    Поделиться