20.08.2007 23:00
    Поделиться

    За полгода более 700 красноярцев пожаловались на действия местных банкиров

    Для сотен красноярских семей минувшая пятница стала семейным праздником: Генпрокуратура вызволила их из долговой кабалы в результате неосмотрительно взятых банковских кредитов.

    Около полугода назад в отдел защиты прав потребителей управления федеральной службы Роспотребнадзора по Красноярскому краю начали поступать первые жалобы от красноярцев, попавших в настоящее финансовое рабство к некоторым банкам. На первый взгляд, банкиры декларировали чрезвычайно выгодные условия кредитования: оперативность и простоту получения денег безо всяких поручителей под низкий процент.

    Тысячи красноярцев доверчиво воспользовались этой возможностью. Однако, когда наступал срок расплаты, оказывалось, что заемщик должен банку суммы, в разы превышающие те, что были заявлены. К примеру, в указанные 23 процента годовых не закладывались многочисленные дополнительные расходы заемщика: комиссионные сборы, платежи за открытие и ведение счета, штрафные санкции и многое другое. В результате задолженность росла быстрее, чем темпы ее погашения. Иные заемщики относили в банки всю свою зарплату, а долг тем не менее только возрастал.

    - В 2006 году я взяла кредит в сумме 50 тысяч рублей. За год выплатила в общей сложности 28 тысяч. И вдруг выяснилось, что я должна еще 53 тысячи 800 рублей, - рассказывает жительница Красноярска Галина Резникова.

    - Я взял кредит в 40 тысяч рублей. Полтора года ежемесячно платил по 2 тысячи рублей. Тем не менее на сегодня мой долг составляет около 35 тысяч, - жалуется Максим Кривцов, красноярский таксист.

    Эти истории взяты из более чем 700 жалоб на действия банков, поступивших в краевое управление Роспотребнадзора в нынешнем году. Из них подавляющая часть обращений касаются банка "Русский стандарт".

    - Ситуация с проблемными вопросами в сфере потребительского кредитования выходит на заметный уровень, - признала начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по краю Наталья Лохман.

    Проблема действительно достигла таких масштабов и остроты, что в марте краевое ГУВД выступило с официальным публичным обращением к гражданам, озаглавленным "Решили взять экспресс-кредит? Проявите бдительность". В нем, в частности, говорилось о том, что договоры некоторых банков содержат массу скрытых условий и платежей, "зачастую оборачивающихся для потребителя кабальными ситуациями". Платежи за открытие и ведение ссудного счета увеличивают ставку в полтора раза, а при досрочном погашении кредитов взимаются штрафы. Самая опасная услуга, по мнению красноярских милиционеров, предоставление "надежным клиентам" пластиковых карт с одобренным овердрафтом. Воспользоваться этим кредитом легко, а погасить - нет, предупредило ГУВД. Ведь выплаты классифицируются как плата за пользование картой, обслуживание счета, пользование денежными средствами банка и прочее, но не как погашение суммы основного долга. В итоге заявленные банками ставки возрастают почти вдвое. Но понять это из текста договора под силу лишь специалистам.

    Вот, например, дословная цитата лишь одного из пунктов кредитного договора: "Акцептом моей оферты о заключении кредитного договора и оферты о заключении договора залога и принятии товара в залог являются действия банка по открытию мне счета клиента". Действительно, для нефинансиста эта фраза звучит как бессмысленный набор слов.

    - Нашим гражданам более понятен устный русский язык, чем юридические пункты договора, в которых нужно очень тщательно разбираться. Даже нам, специалистам, пришлось потратить много времени для изучения условий договоров, чтобы понять, в чем заключается подвох, - говорит Андрей Пучковский, специалист управления Роспотребнадзора по краю.

    В марте по множеству жалоб Роспотребнадзор начал проверки сразу 11 красноярских банков. Но ревизия оказалась делом непростым.

    - В настоящее время сложно получить необходимые документы. Основная масса банков - это филиалы московских и санкт-петербургских банковских структур. Все необходимые документы находятся там, что вызывает сложности проверки, - рассказывает Наталья Краснопеева, ведущий специалист-эксперт краевого управления Роспотребнадзора.

    Обращения красноярцев поступали не только в местные контролирующие организации, но и в Генеральную прокуратуру РФ. В конце концов в июне она поручила Центробанку, Федеральной антимонопольной службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу провести проверку ЗАО "Банк "Русский стандарт" для защиты прав граждан. Юридических нарушений проверка не выявила: ведь формально банк извещал клиентов об условиях кредитования, хоть и малопонятными для неспециалиста способами. Тем не менее Генпрокуратура посчитала, что "действия банка создают социальное напряжение в обществе, дискредитируют идею потребительского кредитования". 17 августа высший надзорный орган страны потребовал от "Русского стандарта" отменить незаконные комиссии по кредитам, ежемесячные платы за обслуживание счета и комиссию за расчетное обслуживание по всем предоставляемым кредитам. Кроме этого, банк обязан реструктуризировать задолженности клиентов, то есть пересчитать их, учитывая отмену плат за пропуск платежей и неустойки.

    Как "Русский стандарт" будет выполнять это решение Генпрокуратуры - станет ясно в ближайшее время. Пока что ГУВД по Красноярскому краю рекомендует гражданам в случае нарушения их прав в аналогичных случаях обращаться в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей человека по Красноярскому краю.

    между тем

    По данным социологических опросов, проведенных летом этого года в Красноярском крае (в том числе - июльских опросов ВЦИОМ и Национального агентства финансовых исследований), в ближайшем будущем не планируют брать банковские кредиты две трети жителей края. В то же время число красноярцев, стремящихся воспользоваться кредитными услугами, за год увеличилось более чем вдвое - с 13 до 28 процентов. Характерно, что чем выше респонденты оценивают свое материальное положение, тем больше среди них потенциальных заемщиков. Если среди плохо материально обеспеченных только 22 процента опрошенных планируют брать банковский кредит, то в группе среднеобеспеченных - 28 процентов, а в наиболее благополучной в финансовом отношении группе - 36 процентов.

    Поделиться