Конфликт между руководством двух екатеринбургских колледжей и профессионально-педагогического университета вызвал большой общественный резонанс. С тревогой дальнейшего развития событий ожидают преподаватели, родители и студенты.
В коридорах машиностроительного колледжа стоит необычное безмолвие. Многие сотрудники до сих пор пребывают в легкой оторопи после "скоропостижной" замены директора Михаила Шарамета, проработавшего в этой должности 18 лет. Та же ситуация в электромеханическом колледже, которым до недавнего времени 10 лет подряд руководил Михаил Потемкин. В атмосфере витают слухи о рейдерском захвате двух старейших учреждений среднего профессионального образования, обладающих немалым имуществом.
На деле события развивались так. Согласно концепции развития сети образовательных учреждений, принятой федеральным минобром в мае 2007 года, большинство учреждений среднего профессионального образования должно перейти на баланс региона. Свердловская область не горела желанием принять машиностроительный и электромеханический колледжи, в перспективе их могли просто закрыть. Поэтому центральное ведомство передало их Российскому государственному профессионально-педагогическому университету (РГППУ), сохранив федеральное финансирование.
26 июля 2006 года вышло распоряжение правительства РФ о реорганизации этих учебных заведений. Колледжи должны были присоединиться к университету в качестве его структурных подразделений. Через месяц пришел аналогичный приказ Федерального агентства по образованию. Директорам вменялось в обязанность ликвидировать колледжи как юридические лица и в шестимесячный срок передать на баланс университета их имущество.
До определенного момента все шло гладко. Однако несколько месяцев назад началась пробуксовка: оба директора просто отказались выполнять распоряжение правительства. На коллегии министерства было принято решение - уволить Потемкина и Шарамета. 9 августа обоих официально лишили директорских кресел с выходным пособием в размере трехмесячных зарплат. А 10 числа назначены новые руководители.
Оставшись без работы, экс-директора дружно обратились в Генеральную прокуратуру. Их жалобы плавно перешли на местный уровень. Как пояснили в прокуратуре Орджоникидзевского района, заявители обвиняют руководство университета в приостановлении работы приемной комиссии и ущемлении прав детей. Оба собираются судиться с минобром из-за незаконного, по их мнению, увольнения. Однако надзорный орган счел претензии делом милиции и передал их в Орджоникидзевское РУВД. Итоги проверки пока не подведены.
У нового руководства, как и у министерских чиновников, диаметрально противоположный взгляд на ситуацию. Бурные действия уволенных директоров они называют "бунтом двух личностей". Да, колледжи теряют суверенитет. После реорганизации они лишатся собственного расчетного счета, а все финансовые, хозяйственные и кадровые вопросы можно будет решать только через ректорат РГППУ. С другой стороны, у колледжей остается свой устав, бюджет, субсчет и федеральный баланс. Если руководство будет осуществляться грамотно, не должны пострадать ни педагоги, ни студенты.
- То, что колледжи передают в наш состав, вполне обоснованно, - комментирует ректор РГППУ и президент Уральского отделения российской академии образования Геннадий Романцев. Интеграция высшего и среднего профессионального образования решит массу проблем. Мы создадим методическую базу, образовательные программы. Уже сейчас, несмотря на скандал, более 40 выпускников колледжей захотели продолжить образование в университете по сокращенной программе. Что касается конфликтной ситуации, Потемкин и Шарамет повели себя неадекватно. Они заявляли коллективу, что мы непрофильный вуз, что педагоги потеряют выслугу лет, что мы намерены отобрать их площади для нужд университета. В реальности же борются за директорские кресла из нежелания потерять финансовую выгоду. Они открыли азербайджанский ресторан без оформления документов, парковки. В общем, "кроили" деньги.
Новоиспеченные руководители колледжей тоже видят плюсы реорганизации. Директор машиностроительного Александр Мурашкинцев заверил, что уже первого сентября откроет пищеблок, который не работал два года, в октябре будет проведена оптико-волоконная связь, на лекциях введут мультимедийные установки, а для преподавателей - бесплатный курс компьютерной грамотности.
- Лучшие традиции колледжей будут сохранены, - утверждает Александр Мурашкинцев, до этого 10 лет проработавший на должности заместителя директора Института педагогической юриспруденции, входящего в состав РГППУ. - Ближайшие годы останется тот же учебный план и образовательные программы.
Новый начальник электромеханического - Александр Завражнов - тоже выходец из РГППУ. Раньше он в течение пяти лет занимал должность директора Березовского педколледжа, также вошедшего в структуру университета.
- У нас много талантливых педагогов, которые получат возможность расти профессионально до уровня преподавателей высшей школы, - говорит он.
В прокуратуре нам рассказали, что на самом деле приемные комиссии работали в обычном режиме, следовательно, права детей не ущемлены. Незаконного увольнения тоже не было. Согласно 278 статье части 2 Трудового кодекса (а именно по ней уволены Шарамет и Потемкин), учредитель имеет право прекратить трудовой договор в любой момент.
Как прокомментировали в областном министерстве образования, подобные конфликты уже бывали, правда, с меньшим шумом. Реорганизация среднего профессионального образования - процесс не новый. По сути, это один из наиболее приемлемых вариантов поддержки среднего профессионального образования, которое неуклонно теряет позиции.
К 2009 году часть колледжей перейдет на облбюджет, часть придется ликвидировать за недостатком финансирования. Ведь профтехучилища, которые область забрала себе 13 лет назад, сегодня отнюдь не процветают.
Для сравнения: в Японии сегодня 92 процента заводских рабочих - выходцы из вузов. Не видят эксперты места среднему образованию и в системе бакалавриата, которую планируют ввести с 1 сентября и под которую уже готовят новые стандарты. У нас эта образовательная политика связана с подписанием Россией Болонского протокола: на Западе колледжи сплошь являются структурными подразделениями университетов. Там среднего профобразования как такового нет - есть только сугубо технические вузы.
В Европе протокол подписали более 40 стран, в том числе наша. Речь идет о единой системе европейского образования: студенты могут начать обучаться в Париже или Брюсселе, а закончить образование - в Екатеринбурге. Или наоборот. Не будем сейчас оценивать эту систему. Минобр ее поддерживает, поскольку четырехлетнее образование дешевле пятилетнего. После президентских выборов реформа либо начнет набирать силу, либо закроется на неопределенный срок. Тогда и будет ясна судьба уральских колледжей.