Российские туроператоры выполнили требование закона и обзавелись финансовыми гарантиями, которые должны обеспечивать их договорные обязательства перед клиентами. При этом примерно 95 процентов туроператоров предпочли банковским гарантиям приобретение полиса страхования ответственности.
Напомним, что щадящий режим, предусмотренный законодательством РФ в отношении формирования финансовых гарантий на 2007 год, предписывает туроператорам сформировать только половину резерва - минимум 5 миллионов рублей для компаний, специализированных на международном туризме, и 500 тысяч рублей - на внутреннем. В следующем году "ставки" поднимутся ровно вдвое и закрепятся на этом уровне.
Отмена лицензирования привела к серьезной перестановке игроков в турбизнесе. Число туроператоров, вошедших в единый реестр, сократилось почти втрое по сравнению с количеством туристических компаний, ранее имевших лицензию на операторскую деятельность. А это значит, что большое количество "бывших туроператоров по лицензии" превратилось в турагентов.
Турагенты, как мелкие, так и крупные, будут продолжать работать по-прежнему, положение о формировании фингарантий на них не распространяется.
Ранее турфирмы, продавая путешествия, крайне неохотно сообщали о своем агентском статусе. Они боялись, что туристы, неискушенные в тонкостях различий между туроператором (создающим тур) и агентом (розничным продавцом товара), могут предпочесть первого. Теперь, после вступления в силу обновленного закона о туризме, турагентства обязаны раскрывать карты (название туроператора должно быть указано в договоре). Тем не менее они по-прежнему стараются этого не делать.
Есть и такие турагентства, которые продолжают заключать договоры с туристами от своего имени на старых бланках, где нет названия туроператора и не указана компания, предоставившая ему финансовую гарантию. Такой договор заключать нельзя. Он нарушает Закон "Об основах туристской деятельности в РФ", Закон "О защите прав потребителей" и Гражданский кодекс. В договоре обязательно должен фигурировать турагент, который несет ответственность перед клиентом.
Согласно Закону "Об основах туристской деятельности в РФ" в договоре с туристом должны быть:
- наименование, адрес и реестровый номер туроператора;
- номер туроператора в Едином государственном реестре;
- название, адрес банка или страховой компании, предоставившей туроператору финансовую гарантию;
размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования;
- общая цена путевки в рублях;
информация о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о категории отеля, о трансфертах, наличии экскурсовода и прочих дополнительных услугах;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат.
Если договор заключается не в туроператорской компании, а в турагентстве, то в договоре также должны быть указаны:
- наименование и адрес турагента;
информация о том, что услуги по договору оказывает туроператор;
- информация о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
Ответственность туроператора распространяется на весь предусмотренный договором комплекс услуг по перемещению и размещению туристов вне зависимости от того, произошел страховой случай по вине туроператора или по вине подрядчика. Если, допустим, чартерный рейс задержан по вине аэропорта или перевозчика на срок более 3 часов, туроператор все равно несет ответственность, и это может считаться страховым случаем.
Если туристу причинен ущерб по вине турагента (например, неправильное информирование туриста о дате, времени или аэропорте вылета привело к невозможности своевременного вылета и потере дней отдыха для туриста), выплата производится из финансового обеспечения туроператора.
Турагенты, однако, пытаются всячески защититься от притязаний обиженных клиентов. Недавно в Интернете появился так называемый "черный список туристов", куда агенты помещают фамилии тех, кто, по их мнению, слишком рьяно отстаивает свои права. В список "неблагонадежных" попадают те, кто, по мнению агентов, слишком долго расспрашивает о путешествии, старается выяснить имя туроператора, чтобы потом обратиться к нему напрямую, не дав агентству заработать, обещает оплатить путешествие по безналичному расчету, долго не переводит деньги, просит отсрочки. Не нравится туркомпаниям, когда у них заказывают сложный тур, а затем скрупулезно, советуясь о каждом шаге с собственными юристами, следят за выполнением условий.
Конечно, туристы бывают всякие, но в то же время отказ в предоставлении услуг является нарушением закона и может быть обжалован в суде. Пока таких прецедентов нет, но "война" между турфирмами и их клиентами может приобрести серьезный характер и обострить и без того непростую ситуацию на рынке туристических услуг.