Эксперты МВФ, похоже, проснулись от ипотечного кризиса лишь на прошлой неделе. К этому времени центробанки большинства развитых стран как могли тушили финансовый пожар, отпустив в общей сложности на эти цели белее 300 миллиардов долларов. В распространенном фондом докладе скромно отмечается, что спад в США едва ли распространится на остальной мир до тех пор, пока американские проблемы не выйдут за пределы рынка недвижимости, с которого и начались проблемы. Причем в самом фонде кризис предпочитают называть коррекцией.
Готовился доклад, как водится, загодя, в самый разгар кризиса в США. Эксперты фонда посчитали, что "ситуация в других странах мира позволяет им отделиться от экономики Америки и поддерживать устойчивый рост". При этом, презентуя доклад, один из авторов заметил, что старая пословица "если Америка чихает, у остального мира начинается насморк" все еще не потеряла своей актуальности. На долю США все-таки приходится пятая часть мирового ВВП, они являются самым крупным импортером в мире и занимают второе место по объемам экспорта.
Правда, сказать о том, что МВФ не предупреждал те же самые Соединенные Штаты о грядущем кризисе, было бы несправедливо. Да, предупреждал, но, похоже, в особо мягкой форме, чтобы ненароком не обидеть главного акционера фонда. Полгода тому назад эксперты МВФ говорили, что в стране стремительно растет доля просроченных ипотечных кредитов. Что кредиты выдаются неблагонадежным заемщикам. Что рост ставки приводит к удорожанию заемных средств. Но при этом добавляли, что компаниям уровня Fannie Mae или Freddie Mac банкротство не грозит, а значит, и кризис финансового рынка маловероятен. Однако кризис перекинулся на весь мир. А организация, которая призвана не только наблюдать за мировыми финансами, но и предупреждать государства от макроэкономических ошибок, в своих прогнозах опять просчиталась.
Напомним, что цену ошибки МВФ в полной мере ощутили на себе и россияне ровно девять лет назад, в 1998 году, когда разразился кризис. Тогда российскому правительству стоило "перехватить" еще один-два кредита у фонда, глядишь, и не надо было бы объявлять дефолт. Как раз с осени начался рост цен на нефть на мировых рынках и российский бюджет стал пополняться.
Впрочем, дебаты по поводу места и роли МВФ и Всемирного банка начались еще в 1995 году, когда случился кризис в Мексике, действовавшей по сценарию фонда. И тогда многие экономисты задались вопросом: является ли политика фонда адекватной, поскольку ведет экономики стран к банкротству? Не виновен ли МВФ во всех социальных следствиях произошедших в 90-е годы в ряде стран финансовых кризисах?
Ярым защитником политики фонда выступил тогда Стенли Фишер, будучи первым зам. директора-распорядителя МВФ. Кризис уже свершился, но и наступившая затем стабилизация не страдала недостатком неожиданностей, говорил он. Восстановление, которое пережила Мексика, произошло быстрее и мощнее, чем ожидалось. Та же модель повторилась и в Бразилии. По той же кривой прошла и Россия. Но вслед за кризисом наступила не только стабильность, но и экономический рост. Другими словами, МВФ спокойно наблюдает за развитием традиционной экономической модели: кризис - стагнация - подъем.
Наверное, поэтому в фонде так вяло отреагировали на ипотечный кризис в США: стабилизация, дескать, не за горами. Да и случается подобное в Америке не впервые. В 2002 году, к примеру, уровень невозврата кредитов был выше нынешнего - почти 15 процентов. Тогда американская экономика успешно переживала падение на рынке жилья и продолжала расти. Другое дело сейчас, когда темпы просроченной задолженности растут более быстрыми темпами.
С другой стороны, считают инвесторы и экономисты, взлету начала 2000-х годов рынок американской и мировой недвижимости был обязан резкому падению рынка высоких технологий. После его обвала крупные инвестфонды срочно переключились на бумаги, выпускающиеся под гарантии государства, то есть ипотечные облигации. Теперь и этот рынок перегрелся. А фонд, лишь только дело коснулось Америки, фактически молчит, говоря, повторим, о коррекции на рынке, забыв о своей прямой обязанности. А именно поддержания финансовой и валютной стабильности на планете.
Кстати
Выступая на заседании Санкт-Петербургского экономического форума, президент России Владимир Путин предложил реформировать МВФ и Всемирный банк, так как они не справляются с регулированием глобального международного рынка. По его мнению, эти структуры, созданные в расчете на небольшое количество активных игроков, сегодня "выглядят архаичными, недемократичными, неповоротливыми и далекими от учета современного расклада сил". Как выясняется, российский президент оказался не так уж не прав.