Что интересного показывают на "МАКСе" гражданские самолетостроители? Сегодня у России два прорывных проекта - Сухой Суперджет 100 и МС-21. Правда, самих самолетов "в натуре" еще нет: оба представлены макетами. На стенде авиахолдинга "Сухой" экспонируется также тренажер Суперджета, макет фрагмента пассажирского салона, модель двигателя SaM146. Мотор - особая гордость конструкторов: его можно ставить на любые типы.
Самолет МС-21 - уже окрестили супермашиной. Здесь будет совершенно иная аэродинамика, используются композитные материалы - углепластики, по прочности превосходящие металл. Будут установлены перспективные высокоэкономичные двигатели и самое современное бортовое оборудование.
Сегодня в основной "продуктовый" ряд Объединенной авиастроительной корпорации входят широкофюзеляжные самолеты Ил-96, модернизированные Ту-204 и Ту-214. Сразу несколько новых лайнеров показывает лизинговая компания "Ильюшин Финанс". Первый из них - грузовой самолет новой модификации Ил-96-400Т. Эта машина, что называется, "тепленькая": впервые она поднялась в воздух в Воронеже лишь неделю назад. Второй самолет новой постройки - Ил-96-300 в VIP-исполнении, предназначенный для ГТК России. В президентском авиапарке уже летают две машины такого типа. А новичок присоединится к ним сегодня сразу с авиасалона. Как рассказал генеральный директор ИФК Александр Рубцов, на авиасалоне, возможно, будет заключен новый договор на поставку еще одного Ил-96-300.
На салоне дебютирует еще один новый гражданский самолет - Ту-204-100Е, совершивший первый полет 9 июня этого года. Он стал вторым из семейства Ту-204, изготовленным для кубинской авиакомпании. А головная машина - грузовой Ту-204-СЕ накануне авиасалона уже отправилась за океан к заказчику. Как ожидается, на "МАКСе" будет подписано новое соглашение с кубинской стороной относительно дополнительных закупок самолетов типа Ту-204, а также возможны поставки в будущем региональных самолетов Ан-148.
Что касается Ан-148, то после успешного дебюта в Ле-Бурже он второй раз становится участником международного авиасалона. Это уже не экспериментальный экземпляр машины, а сертифицированный самолет, готовый к работе. Свои возможности он покажет в демонстрационных полетах. "Мы постараемся еще раз подтвердить известное правило: если самолет красив, то он обязательно хорошо летает", - говорит командир экипажа Ан-148 Сергей Трошин.
По прогнозам специалистов, общий объем производства и продаж авиатехники в России до 2025 года составит 250 миллиардов долларов. Причем больше половины придется именно на пассажирские самолеты. На "МАКСе" первыми заключили договора лизинга ОАО "Ильюшин Финанс" с "Авиалиниями-400" на 6 самолетов Ту-204-100 и с ТТК "Россия" также на 6 машин Ан-148-100-Б. "Хотелось бы, чтобы судьба этих самолетов была счастливой. Ведь летать они могут очень долго, - сказал после заключения сделки министр транспорта Игорь Левитин. - Мы ожидаем, что самолеты, договоры на которые подписаны в первый день работы "МАКСа", полетят уже в 2009 году".
Впрочем, на авиасалоне не только заключают контракты на покупку и лизинг самолетов. Не остались без внимания и проблемы российских аэропортов, особенно на юге России, где в 2014 году готовятся принять сотни тысяч гостей зимней Олимпиады. К этому времени здесь планируется создать единый авиаузел, в который войдут реконструированные аэропорты Сочи, Краснодара, Анапы и новый - строящийся в Геленджике.
Свыше 500 миллионов долларов планируется вложить до 2010 года в модернизацию сочинского аэропорта. Пассажиропоток увеличится с нынешних 1300 пассажиров в час до 2500.