Перед отъездом в Сочи президент Владимир Путин собрал у себя членов кабинета министров.
И хотя премьер-министра Михаила Фрадкова на нем не было, поскольку глава кабинета так и не вышел из отпуска, свое недовольство работой правительства Путин высказал министру финансов Алексею Кудрину, министру экономического развития и торговли Герману Грефу и министру обороны Анатолию Сердюкову.
Речь шла о военных. А точнее - об обеспечении военнослужащих жильем. В военных ведомствах стараются не вспоминать о проблеме обеспечения жильем уволенных или увольняемых военнослужащих. Вместо этого там предпочитают судиться с теми, кто пытается отстоять свое право на угол, который в прямом смысле слова заслужили. Однако российское законодательство по-прежнему не защищает военнослужащих, которых увольняют без обеспечения жильем, а потом, прикрываясь буквой закона, обвиняют в том, что они вовремя не опротестовали приказы об увольнении, к примеру, по организационно-штатным мероприятиям. А следовательно - прощай, квартира. В общем, на свободу из армии - с чистой совестью, пустым карманом и без угла. Хотя есть и альтернатива - судебная тяжба на многие годы с безуспешным концом и огромными затратами на адвокатов.
Впрочем, о пробелах в законодательстве Путину все же рассказали, но только в части военной ипотеки. Президент потребовал выявлять недостатки начавшихся социальных программ и доводить их функционирование до совершенства. Как оказалось, в реализации программы по обеспечению жильем военнослужащих существуют проблемы, в частности, высокие затраты на регистрационные и оценочные работы. Президент напомнил чиновникам, что программа по обеспечению военнослужащих жильем и ряд других социальных программ, касающихся гражданской сферы, были заявлены пару лет назад. "Когда сейчас мы начали осуществлять, выяснилось, что программа гораздо дороже: на самом деле на практике людям приходится платить больше, чем мы предполагали, - заметил президент и процитировал русскую поговорку. - Гладко было на бумаге, да забыли про овраги".
Министрам бы в самый раз задуматься о будущем, но оно и без того слишком краткосрочно, чтобы пугаться. Да и Путин успокоил: "Страшного здесь ничего нет, но хочу отметить, что мы ни в коем случае не должны сделать вид, что все в порядке, а наоборот, выявляя эти проблемы, должны настойчиво добиваться, чтобы все заявленные нами программы в социальной сфере функционировали как часы, причем как часы хорошие".
Но для того чтобы ипотека работала, как хорошие часы, по словам Грефа, "нужны изменения в законодательные акты, чтобы с 1 января следующего года, когда в этой системе будут участвовать уже 117 тысяч человек, не было никаких сбоев". Главный экономист, как известный оптимист, пытался убедить президента, что система работает и "люди в нее поверили", хотя сейчас она добровольная. Но накладные расходы, связанные с оценкой, платой за регистрацию, проведение инвентаризации обходятся в 200 тысяч. "Нужно ввести поправки, которые разрешат военнослужащим покупать жилье не только готовое, но и строящееся", - предложил Греф, объясняя, что это позволит удешевить жилье на 20 процентов. Здесь главный экономист сделал поистине потрясающее открытие, заявив, что квартиры 20-летней давности по сути равны в цене со строящимся жильем.
Поскольку же идею об изменениях в законодательные акты вряд ли не одобрил бы президент, министерство обороны, минэкономразвития и Федеральная служба по финансовым рынкам готовы до 15 сентября подготовить пакет документов для корректировки накопительной ипотечной системы для военнослужащих, чтобы с 1 января следующего года закон уже вступил в силу.
Деньги, которые получают военнослужащие по этой программе, министры считали с удовольствием. Главный финансист Кудрин заметил, что поступившие на службу до 1995 года молодые люди могут открыть счет и начислять на него средства в течение 3 лет. И вроде 46 тысяч военнослужащих открыли такие счета. "В этом году ежегодный взнос составляет 82 тысячи рублей, каждый год он индексируется. По истечении 3 лет военнослужащий может взять ипотечный кредит и по сути купить квартиру. Если он этим не воспользовался, то может взять деньги со счета при увольнении", - добавил Кудрин.
А уж тот факт, что в рамках эксперимента приобретено аж 300 квартир, Кудрин преподносил как явное достижение. И это среди многотысячной армии!
В рамках эксперимента, добавил главный финансист, есть возможность участвовать в долевом строительстве. А для того чтобы военнослужащие, вспомнив скандалы с дольщиками, не слишком пугались, Кудрин пояснил, что новое законодательство в сфере долевого строительства лучше защитит от тех недостатков, которые были ранее в этой сфере. Осталось только до конца уточнить все детали, "чтобы эта защита была абсолютной".
Стремление главного финансиста президент поддержал, заметив, что "есть категория граждан, которая нуждается в нашем особом внимании и поддержке". Но, как оказалось, это не только военнослужащие, но и молодые семьи. В этом вопросе уже отчет держал первый вице-премьер Дмитрий Медведев. В рамках ФЦП уже были внесены некоторые коррективы, введен "дифференцирующий подход к оформлению размеров субсидий в зависимости от уровня обеспеченности бюджетов субъектов Федерации". Кроме того, соответствующие субсидии теперь можно расходовать не только на погашение первоначального взноса, но и на выплату самого долга и процентов по нему. В регионах же могут быть более свободные возможности маневрировать этими деньгами.