Геннадий Безруков - генерал-майор, главный инженер и заместитель начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия:
- Служба главного инженера, без преувеличения, является тем стержнем, на котором держится вся программа уничтожения химоружия в нашей стране.
В нашем ведении находится не только сам процесс УХО, но и его научное сопровождение и служба экологического контроля. Главному инженеру подчиняются четыре структурных подразделения.
Во-первых, это управление по уничтожению боевых отравляющих веществ.
Во-вторых, это 127-й отдел, занимающийся ликвидацией аварийных боеприпасов.
Есть также научно-технический центр и служба экологического контроля.
Специалисты управления по уничтожению химоружия изначально ведут техническое сопровождение вновь строящихся объектов, участвуют в пуско-наладочных работах, а затем обслуживают самые важные участки технологических линий.
В настоящее время самым важным объектом для нас, на котором сосредоточены основные усилия, является Леонидовка Пензенской области. В декабре мы просто обязаны ввести в строй первую очередь объекта, а во втором квартале следующего года начать промышленную эксплуатацию. Объект в Леонидовке важен тем, что в процентном отношении именно на нем будет уничтожена большая часть отравляющих веществ в процессе выполнения нашей страной третьего этапа УХО.
Совсем недавно туда прибыло семьдесят пять молодых лейтенантов - выпускников Саратовского военного института биологической и химической безопасности. Многие приехали с женами. В следующем году ожидается прибытие еще ста военных специалистов, которые и будут основой всего трудового коллектива в Леонидовке.
127-й отдел отвечает за своевременное выявление и безопасную ликвидацию аварийных боеприпасов. Работа в высшей степени ответственная и, честно скажем, небезопасная.
Конечно, контроль за состоянием абсолютно всех боеприпасов на наших объектах очень тщательный и многоступенчатый. Вероятность возможной утечки ОВ выявляется на самых ранних стадиях, боеприпасы сразу изолируются в герметичные контейнеры, где могут безопасно храниться до трех лет. И все-таки некая чисто теоретическая опасность прорыва отравляющих веществ из аварийных боеприпасов при их утилизации существует. Для окружающей среды такой прорыв опасности не представляет, так как он будет сразу локализован и ликвидирован, но вот люди, работающие в зоне ликвидации, окажутся в зоне поражения. Поэтому их безопасности мы придаем особое значение, и все работы выполняются в защитном снаряжении с использованием различных технологических приспособлений, под обязательным контролем различных надзорных служб, а также инспекторов ОЗХО - организации по запрещению химического оружия.
Всего в процессе уничтожения одного аварийного боеприпаса участвует около двадцати высококвалифицированных специалистов. И среди них полковник Владимир Бурмистров, подполковник Александр Белый и майор Сергей Скобликов.
За мужество и героизм, проявленные во время ликвидационных работ, офицеры представляются к правительственным наградам.
Научное подразделение службы главного инженера занимается научно-техническим сопровождением процесса ликвидации химоружия. А экологи следят за тем, чтобы все наши работы ни в коем случае не нанесли даже малейшего вреда окружающей среде и здоровью людей, живущих и работающих в районах расположения объектов УХО.
Хотелось бы еще раз повторить, что работники всех наших служб непосредственно участвуют в той или иной степени в выполнении настоящей боевой задачи - уничтожении химического оружия.