Российская газета : Совет Безопасности ООН определил 120 дней на новые переговоры по статусу Косово в рамках контактной группы. Если стороны так и не придут к компромиссному решению по истечении этого срока, как дальше могут развиваться события?
Александр Боцан-Харченко : Прежде всего оговорюсь, что никаких жестких временных рамок Совет Безопасности ООН не фиксировал. Другое дело - заявление Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна от 1 августа. В нем он обратился к "тройке" (Россия, США и ЕС. - Прим. ред.) с предложением взять на себя посредническую миссию. Генсек также попросил "тройку" предоставить ему через контактную группу к 10 декабря, то есть через 120 дней, доклад.
Как вы видите, речь идет только о сроке предоставления доклада Генеральному секретарю ООН. Это принципиально важный момент. Тем самым еще раз подчеркивается, что на данном этапе весь переговорный процесс остается в рамках ООН под контролем Совета Безопасности.
Мы исходим из обычной ооновской процедуры: доклад будет представлен к 10 декабря, а затем, возможно, через несколько дней, он будет рассмотрен в Совете Безопасности. Что делать дальше, будут решать члены Совбеза ООН. И все же 10 декабря - очень важная дата. Она должна стимулировать стороны к поиску компромисса. Уже к 10 декабря должны быть достигнуты весомые результаты, которые легли бы в основу предложений Генеральному секретарю и Совету Безопасности ООН.
РГ : В начале августа в составе контактной группы по Косово вы побывали сначала в Белграде, потом в Приштине. Насколько возможно, на ваш взгляд, возобновление прямых переговоров между сербской стороной и косовскими албанцами?
Боцан-Харченко : В рамках "тройки" мы согласились с тем, что необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы возобновить прямые переговоры между Белградом и Приштиной. Однако с первого раза было решено не настаивать на этом. Попробовать сразу же возобновить прямые переговоры означало бы только одно: вновь открыть полемику, которая нисколько бы не способствовала установлению приемлемого уровня доверия. Но хочу еще раз отметить: исходим из того, что прямые переговоры - основная цель "тройки". Причем ближайшая цель. В то же время все согласились с тем, что необходимо создать предпосылки для того, чтобы прямой диалог шел активно и продуктивно.
Я уверен в том, что у "тройки" есть определенный потенциал. Во многом это связано с тем, что установились добрые персональные отношения между участниками "тройки". Я давно знаю американского коллегу Франка Визнера и представителя ЕС Вольфганга Ишингера, что помогло плодотворному сотрудничеству в ходе первой поездки "тройки" в регион. Появившиеся в прессе домыслы о якобы натянутых отношениях между мною и Визнером не имеют ничего общего с действительностью.
30 августа в Вене состоится следующая встреча. Наша задача - стараться получить в ходе предстоящих отдельных переговоров с сербами и представителями Косово хотя бы первоначальные импульсы, идеи, вокруг которых потом можно развивать прямой диалог. В конце сентября в Нью-Йорке после заседания контактной группы на уровне министров иностранных дел планируется провести еще один раунд отдельных встреч, чтобы в очередной раз стимулировать и Белград, и Приштину к прямому диалогу и компромиссу, используя сильные политические сигналы, которые будут даны на министерском уровне.
РГ : В то время, когда члены контактной группы находились в Приштине, на экспертном уровне вновь начали обсуждать идею разделения Косово на две части, как возможный вариант выхода из тупиковой ситуации. Насколько этой вариант, на ваш взгляд, реалистичен?
Боцан-Харченко : Прежде всего я хочу сказать, что "тройка" с таким предложением не выступала. Более того "тройка" не собирается выступать с таким предложением или инициировать какие-то другие идеи. Инициативы, предложения, концепции, модели должны выдвигать сами стороны.
Естественно, исходим из того, что будут предлагаться такие идеи, которые содержат шанс прийти к компромиссу, которые рассчитаны на встречную позитивную реакцию другой страны. Такая концепция заложена в платформе "тройки". Правда, с другой стороны, неверно будет говорить о том, что посредники изначально решили занять пассивную позицию. "Тройка" занимает самую активную позицию. В случае появления каких-то идей, а мы очень надеемся, что эти идеи появятся, мы будем способствовать развитию этих предложений.
РГ : Возможно ли в принципе возвращение в той или иной форме к обсуждению плана Мартти Ахтисаари?
Боцан-Харченко : Евросоюз и Соединенные Штаты поддержали этот план. Россия - нет. Поэтому найти какую-то приемлемую формулу было крайне сложно. Сошлись на том, что объективно план Ахтисаари существует. В то же время стороны могут его корректировать и выдвигать любые альтернативы этому плану.
Такой подход полностью соответствует главному элементу российской позиции о том, что статусное решение в ходе переговоров не должно предвосхищаться. Существует широкое поле для маневров. Но план Ахтисаари не является базой для этих переговоров. И ни в коем случае переговоры не будут использоваться для дальнейшего продавливания или навязывания данного плана.
РГ : Порой, кажется, что все, что можно, стороны уже давно сказали друг другу и переговоры по Косово просто вертятся по кругу. Находясь на самой "кухне" переговорного процесса, выглядит ли ситуация иначе?
Боцан-Харченко : Давайте обратимся к опыту урегулирования других кризисов. Сколько было случаев когда, казалось, что переговоры зашли в тупик. Тем не менее в итоге стороны все же приходили к компромиссному решению.
Естественно, никто в иллюзиях относительно ситуации в Косово не пребывает. Есть совершенно четкое понимание среди всех участников "тройки", насколько трудно выйти на результаты и обеспечить динамику переговорного процесса. На данный момент позиции сторон все еще диаметрально противоположны. Тем не менее я не хотел бы давать пессимистические оценки и рассуждать о стагнации и тупике. Запущен новый этап переговорного процесса. Рассчитываем на то, что он будет осуществляться с учетом тех минусов, которые были допущены на предыдущем этапе. Кроме того, мы получили заверение обеих сторон в том, что они будут конструктивно и активно участвовать в этом процессе. По сути, это главный результат первой поездки "тройки" в Белград и Приштину.