На авиасалоне "МАКС" представлены два фантастических проекта

Центром экспозиции Международного авиакосмического салона в Жуковском стала ОАК - Объединенная авиастроительная корпорация. Но есть на МАКСе и маленькие сенсации, рельефно характеризующие уровень отечественного научно-технологического мышления, как оказывается, не уступающего общемировому.

В военном секторе ядром изначально должен был стать макет истребителя пятого поколения ПАК ФА - перспективный авиационный комплекс с фазированной антенной. Однако показывать его запретили по режимным соображениям. Тем не менее, по общему мнению, именно авиастроение сегодня стремительно выходит из кризиса.

С хорошим двигателем, как говорят знатоки, полетит и табуретка. Наши авиационные моторы, особенно в свете недавнего решения о создании холдингов в этой отрасли, позиционировались на МАКСе очень активно.

Однако каким бы замечательным двигатель ни был, без управления он работать не сможет. А тех, кто разрабатывал системы управления, общество никогда не знало и не знает до сих пор. Вот и на нынешнем салоне пермское предприятие "СТАР" притулилось где-то в тени именитых двигателестроительных фирм. Имя составлено из слов: системы топливной аппаратуры. С другой стороны, по-английски название слышится как "звезда", и это символично. Предприятие является старейшим в нашей стране, имеет более чем шестидесятилетнюю историю, и специализировалось оно всегда на проектировании "мозгов" авиационных моторов. Аппаратура, создаваемая пермскими специалистами, управляет подачей топлива, контролирует режим работы двигателя в полете, управляет средствами механизации (изменение шага винта), оберегает двигатель от перегрева, помпажа, делает многое другое, без чего мотор работать просто не может.

Это кажется невероятным, но наш "СТАР" едва ли не первым в мире начал осваивать цифровые технологии. Американская фирма-аналог "Гамильтон" почти всегда отставала на шаг от российского конкурента. На МАКСе-2007 показаны не только новейшие цифровые системы управления авиационными моторами и наземными ГТД большой мощности, но и компьютерные системы диагностики двигателей. Пермяки готовы к самой широкой кооперации для того, чтобы наши двигатели пятого поколения по системам управления стали лучшими в мире. И это у них получится.

Фирму "Авиаконверсия" основал доктор технических наук Олег Антонов - крупнейший советский специалист в области радиоэлектронной борьбы. Ее стенд на МАКСе-2007 отличается тем, что практически вся информация напечатана на английском языке. Как пояснил "Российской газете" Олег Евгеньевич, и название его фирмы, и англоязычность имеют свой весьма очевидный смысл.

В конце существования СССР наша страна сделала просто революционный скачок в области радиоэлектронной борьбы. А потом началась конверсия военного производства и все рухнуло. Оставшись без государственных заказов и фактически без работы, Олег Антонов решил защищать Отечество в частном порядке. Собрал единомышленников, поставил задачу и одержал стратегическую победу над... США. Конверсия в антоновском понимании стала олицетворением интеллектуальной мощи специалистов, выдавленных из оборонки на свободный рынок.

К концу века все было готово для мировой премьеры разработок, еще недавно бывших секретными. Одновременно на МАКСе-1997 и в Ле Бурже-1997 "Авиаконверсия" показала "глушилки", которые полностью блокировали сигналы американской спутниковой навигационной системы GPS.

Специалисты Пентагона, ознакомившись с изделиями профессора Антонова, схватились за голову. Все их высокоточное оружие проектировалось в расчете на спутниковую навигацию. США закупили очень большую партию изделий "Авиаконверсии", чем помогли фирме твердо встать на ноги. Испытания на американских военных полигонах показали, что если российские постановщики помех начинают работать, то ни один "Томагавк" до обозначенной цели никогда не долетит.

Анекдотичность ситуации была в том, что именно деньги, выделенные из федерального бюджета США на нужды Пентагона, вывели "Авиаконверсию" на мировой рынок. Через каких-то там десятых посредников российские постановщики помех оказались в Ираке. Ни правительство РФ, ни фирма-разработчик формально к тем поставкам не имели никакого отношения.

И когда США, скупив на корню все высшее военное командование Ирака, начали обстрел территории этой страны высокоточными крылатыми ракетами, то ни одна из них в течение пяти дней в цель не попадала. Пентагон понес миллиардные потери. Возник скандал. Разбирались с ЦРУ, с купленными иракскими генералами, слали ноты протеста в МИД России. Кончилось все тем, что ВВС США направили в Ирак свои В-52, которые ковровыми бомбардировками физически уничтожили всю аппаратуру, блокировавшую спутниковую навигацию. В-52 - звезда МАКСе-2007, а где стенд "Авиаконверсии" - мало кто знает.

Кстати сказать, Олег Антонов демонстрирует на нынешнем авиасалоне два новых поистине фантастических проекта. Один - это полное ослепление заокеанских авианосных соединений, а второй - ликвидация ПРО США. Если стенды, рассказывающие о "глушилках", рассчитаны на иностранных покупателей, и поэтому - на английском, то плакаты, наглядно показывающие, как сделать бесполезной всю противоракетную оборону Соединенных Штатов, - на русском языке, и это показательно.

Кто бы мог подумать, что друзья наши немцы привезут на МАКС-2007 макет испытанного беспилотного вертолета, построенного по той же соосной схеме, что и наш Ка-50 "Черная акула", и названного тоже... "Акула".

Представитель подразделения "Оборона и безопасность" корпорации EADS разразился комплиментами в адрес фирмы "Камов" (проектирующей российские соосные вертолеты) и в адрес самой коаксиальной, как называют на Западе, схемы несущих винтов. Для беспилотных вертолетов соосная схема просто идеальна, как сказал ведущий менеджер EADS. Далее последовала целая лекция, читателям газеты явно не интересная. Главный ее вывод: Леонардо да Винчи - не самый глупый человек последних пятисот лет. И он предложил соосную схему вертолетов. Реализовали ее в России (в СССР), то есть и ваши вертолетостроители - не самые глупые в нынешнем мире люди. Очевидное на первый взгляд решение, предложенное еще в Средние века, оказалось очень трудным в исполнении. Решили Леонардову задачу лишь в нашей стране. А сегодня весь западный мир переходит на проектирование пилотируемых и беспилотных вертолетов именно с соосной схемой расположения несущих винтов. У нас же фирма "Камов" всегда подвергалась настоящей дискриминации, поскольку делала то, что не делали в США.

Впрочем, во время знакомства с экспозицией МАКСе-2007 президент России специально подошел к вертолетостроителям и пожал руку Сергею Михееву - генеральному конструктору соосных винтокрылов, и это показательно.