Вот уже более двадцати лет "Мираж" - одна из самых легендарных и загадочных групп в российском шоу-бизнесе. Причиной тому не только яркие хиты, но и страсти и слухи, которые постоянно бушуют вокруг этого названия.
Репертуар группы находится постоянно в эфире на радио и ТВ, и, что самое удивительное, коллектив-призрак для публики существует по сей день, хотя о том, как он выглядит, мнения сильно расходятся. Мы решили выяснить, что по этому поводу думает один из создателей коллектива поэт и продюсер Валерий Соколов.
Российская газета : Название получилось пророческим: туманы вокруг группы "Мираж" никак не развеются. Расскажите, что все-таки происходит в действительности.
Валерий Соколов : Я организовал проект с композитором Андреем Литягиным в 1986 году, когда мы учились в московских технических вузах. Тогда среди молодежи, особенно студенческой, накопилась определенная социальная неудовлетворенность и нереализованность. Возникало множество групп и исполнителей, ищущих способы выразить себя и свое поколение. Мы тоже не остались в стороне. Первый альбом "Звезды нас ждут" вышел в марте 1987 года. Я писал для него тексты, а Андрей- музыку. Именно тогда я и определился в выборе названия коллектива, взяв слово "Мираж".
Прежде под ним работала группа моих друзей, с которыми я тоже сотрудничал. Но они распались, и я решил взять "освободившееся" название. Боевое крещение нашего "Миража" было на первом выступлении в мае 1987-го в Москве. А уже где-то в 1992-1993 гг., претерпев множество перемен в составе, группа прекратила свое существование.
РГ : Вы хотите сказать, что на данный момент группы "Мираж" не существует?
Соколов : Да, я считаю, что это именно так! Есть отдельные участники и солистки, работавшие ранее в коллективе, продолжающие сольное творчество по сей день и исполняющие песни "Миража".
РГ : Большинство слухов и скандальных ситуаций было связано именно с солистками. Какой состав, вы сами считаете, был основным?
Соколов : 20 лет назад "Мираж" вышел на сцену под моим руководством в составе вокалисток Натальи Гулькиной и Светланы Разиной. Со временем состав менялся, и в разное время в группе работали: Наталья Ветлицкая, Татьяна Овсиенко, Ирина Салтыкова, Катя Болдышева. Каждая вокалистка в свое время пела в основном составе группы, не основного для нас попросту не было. Одни уходили, на смену им брались другие. Проще говоря, всем артистам свойственно развиваться, и такому количеству талантливых людей становилось тесно в пределах одной группы.
РГ : А как вы прокомментируете заявление Маргариты Суханкиной о том, что песни "Миража"- это ее тяжкий труд и все они исполнялись ее голосом?
Соколов : Заявлять Маргарита Суханкина может только то, что лично она знает, либо что хотела бы видеть. Как руководитель коллектива в первые, основные для творчества "Миража" годы могу сказать, что вот как раз Суханкиной в рабочем составе группы никогда не было. Она участвовала в работе только как приглашенная сессионная студийная вокалистка. Каждая участница "Миража" записывала свои версии песен. Возможно, Маргарите и хотелось бы везде слышать только свой голос, но, к ее сожалению, песни "Миража" записывали в разные годы и Света Разина, которая является, кстати, и автором части текстов группы, и Наташа Гулькина, и Катя Болдышева, и остальные. Сохранились даже фонограммы Натальи Ветлицкой с видеозаписью ее исполнения в студии.
РГ : Как создатель группы и как автор песен как вы относитесь к тому, что бывшие участницы группы поют их во время своих гастролей, используя на афишах название группы?
Соколов : Гастроли - это, конечно, хорошо. Но в деятельности артиста, который прежде всего должен оставаться порядочным человеком и честным гражданином, есть много важных моментов, которые не должны заслоняться банальным стремлением к наживе. Один из них - необходимое уважение к песням и авторам.
Второй - стремление не исказить, не испортить авторский замысел. Третий - быть честным перед слушателем и зрителем. Если артист уважает себя, организаторов, зрителя, то сегодня, конечно, на афишах помимо упоминания слова "мираж" должна быть и фамилия солистки, иначе это обман и введение в заблуждение поклонников. Так что если вы видите просто афишу "Миража" - обязательно требуйте разъяснений. Тому, кому нечего скрывать, должно быть не стыдно написать собственное имя. И давайте наконец оставим легендарную группу "Мираж" в покое! В недавно написанном мной тексте есть строки: "Герои умрут слишком рано, бездарности будут жить вечно..." Пусть "Мираж" останется героем - он это заслужил. А по поводу использования песен - на данный момент разрешение на это каждому артисту дают только авторы. В последнее время стало модно передергивать историю. Например, Наташа Гулькина претендует на исполнение всего репертуара группы, хотя она покинула ее еще до написания нами большей части хитов. В том числе песни "Музыка нас связала" и всего второго альбома. На данный момент ни Гулькина, ни Суханкина не получили у меня разрешения, а значит, и не имеют права исполнять мои песни. Я прошу организаторов концертов и зрителей учесть это. Разрешение на исполнение моих песен есть пока только у Светланы Разиной и Екатерины Болдышевой с Лешей Горбашевым. Я считаю, что эти исполнители наиболее адекватно в своих выступлениях выражают идею и концепцию песен "Миража".
РГ : "Мираж" - уже дело состоявшееся. С какими артистами вы работаете сейчас?
Соколов : Я возглавляю продюсерский центр "Музыка будущего" и студию Future Sound. Давно сотрудничаю с группами "Комиссар", "Винил", "Шанхай". Есть молодая, талантливая группа "Коммутатор". Сейчас создаем новый женский проект элитного класса. Ищем талантливых девушек.
РГ : Уже несколько лет поклонники задаются вопросом о возможности воссоединения группы "Мираж".
Соколов : Такие идеи и предложения поступают регулярно. Но это невозможно. Группа - сложный организм, состоящий из людей, объединенных определенной идеей и задачей. Сейчас другое время, другие люди, другие задачи и идеи. Нельзя дважды войти в одну реку. Возродить тот "Мираж" уже нельзя, как нельзя вернуть ушедшее время.
Есть самостоятельные исполнители, авторы и артисты, которые вполне успешно продолжают свою карьеру. Если говорить о попытке объединения Гулькиной и Суханкиной, то это ни в коем случае не "Мираж". В "Мираже" всегда значительную роль играли музыканты, играющие на инструментах "живьем", несущие мощные, запоминающиеся звуковые и визуальные образы, такие, как гитара Алексея Горбашева или клавишные Ромы Жукова. И главным в образе группы всегда были агрессивно-яркие, сексапильные образы солисток. Таким мы его задумывали, таким и любят "Мираж" поклонники. Группу "Мираж" так же невозможно воссоединить, как нельзя было воссоединить группы "Лед Зеппелин" или "АББА", даже когда физически это было возможным. "Мираж" явился для всех исполнителей, да и для нас, авторов, тоже мощной школой профессионализма в зарождающемся вместе с нами российском шоу-бизнесе. Я считаю, что каждому бывшему участнику группы есть что сказать в сольном творчестве: и Светлане Разиной, и Наталии Гулькиной, и Татьяне Овсиенко, и Ирине Салтыковой, и Маргарите Суханкиной, и Наталье Ветлицкой, и Екатерине Болдышевой с Лешей Горбашевым, и Роме Жукову. И это важнее всего.