23.08.2007 03:55
    Поделиться

    ФАС указала воронежским перевозчикам новый маршрут

    Дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции возбудила Федеральная антимонопольная служба против мэрии Воронежа.

    Нарушения, по словам заместителя руководителя областного управления ФАС Виталия Попова, заключаются в передаче контрактов на пассажирские перевозки в городе без проведения конкурсов, вопреки областному закону "О пассажирских перевозках автотранспортом", содержащему прямое требование о тендерах на распределение маршрутов.

    Как нам стало известно, основанием для возбуждения дела стала жалоба одного из автотранспортных предприятий Воронежа на то, что управление организации городских перевозок и его начальник Тимофей Панфилов все последние годы заключают договоры с перевозчиками кулуарно, без проведения тендеров. По словам Виталия Попова, из материалов, представленных в областное управление ФАС городскими чиновниками, видно, что контракты действительно распределяются соответствующей комиссией мэрии, что ограничивает конкуренцию на рынке. Антимонопольное законодательство предоставляет управлению право в подобных случаях добиваться расторжения заключенных с нарушениями договоров.

    В настоящее время в городе действуют около сорока автотранспортных предприятий, имеющих право на осуществление пассажирских перевозок и разделивших между собою 160 городских маршрутов. Причем крупнейшее из них держит за собой почти половину рынка. Основным транспортным средством в городе стали микроавтобусы "Газель" (более двух тысяч), ПАЗы (восемьсот единиц) и двести автобусов большей вместимости. Годовой оборот рынка примерно 1,5 миллиарда рублей. Свою долю в дележе столь крупного пирога, по данным правоохранительных органов, имеют не только держатели маршрутов, но и скрывающиеся за ними крупные чиновники городской администрации, областные и городские депутаты. Этим и объясняется живучесть системы, при которой контракты на перевозку пассажиров получают частные и муниципальные предприятия, по сути "торгующие воздухом": многие из них не имеют собственной материально-технической базы и даже автобусов, не способны обеспечить техобслуживание арендованных машин и медицинский контроль за состоянием водителей.

    В результате дороги и улицы областного центра стали и для пассажиров, и для пешеходов, и для водителей транспортных средств  территорией повышенного риска. Начальник управления ГИБДД ГУВД Воронежской области Владимир Верзилин обнародовал такие данные: водителями автобусов и "маршруток" города было совершено за год больше 30 тысяч нарушений правил дорожного движения, с их участием случилось 286 ДТП, в которых погибло 45 и ранено 430 человек. Воронеж дает 40 процентов всей областной аварийности на дорогах, каждое третье ДТП совершается по вине водителей автобусов и "маршруток". Из семи происшествий с особо тяжкими последствиями они были виновны в пяти случаях, 74 водителя задерживались за управление пассажирским транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

    Таким образом, жители Воронежа стали заложниками нынешнего городского транспорта, заложниками погони за наживой его организаторов, безответственности отдающих им келейно маршруты городских чиновников. По сути, горожане пожинают плоды бездумного (многие считают - злонамеренного) разрушения всей инфраструктуры городского транспорта, прежде всего электрического, совершенного в угоду тем, кто все эти годы наживается на "маршрутных" перевозках. Представляете: не приложив никаких организационных усилий, не обременяя себя поисками кредитов, машин, кадров, достаточно получить от влиятельных друзей в мэрии бумажку с названиями маршрутов - и, уступив ее, эту бумажку, по сходной цене реальным перевозчикам, становитесь "рантье", вполне обеспеченным человеком. Ну, не малина ли!  А в результате Воронеж превратился в уникальное среди городов-миллионников явление мегаполиса, оставшегося без современного общественного транспорта, замененного хаотичной круговертью изношенных, дребезжащих, чадящих, неудобных для посадки, едва ли не разваливающихся на ходу "банок на колесах", ведомых к тому же не всегда вменяемыми водителями. Трудно удержаться и от вопросов к Управлению государственного автодорожного надзора по Воронежской области по поводу того, чем же оно руководствуется, выдавая лицензии таким, с позволения сказать, "перевозчикам"? На заседании областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения приводился такой факт: по 128 представлениям, направленным в управление для принятия решения по аннулированию лицензий на перевозку пассажиров, было приостановлено только… две лицензии. Вот такая благодушная реакция на безобразия, которые управление, по идее, поставлено пресекать.

    комментарий

    Юрий Низовцев, заместитель начальника главного управления по промышленности,  транспорту, связи и инновациям Воронежской области:
    - Система общественного транспорта в городе Воронеже давно уже нуждается в реорганизации.  Прежде всего необходимо разработать рационально обоснованную систему маршрутов, позволяющую равномерно распределять потоки пассажиров между центром и окраинами. Конечно, сразу отменить уже заключенные мэрией договоры не реально - из-за ликвидации муниципального транспорта более 90 процентов пассажиров в городе в настоящее время перевозится коммерческими фирмами. Но обязать мэрию проводить в будущем тендеры необходимо. Причем в условия конкурса на пассажирские перевозки обязательно включать требования предоставлять в распоряжение горожан только технически исправные транспортные средства (и какой-то процент новых, более современных), а кроме того - и социальные гарантии работникам. Сейчас же полторы тысячи водителей "маршруток" практически не имеют пенсионных отчислений, медицинского страхования, положенных отпусков. Люди без социальных прав не могут в полной мере ощущать и свою социальную ответственность. Аварии и нарушения правил дорожного движения совершают чаще всего безмерно уставшие водители, не имеющие нормального режима для сна и отдыха.

    Олег Свиридов, генеральный директор Воронежского муниципального пассажирского автопредприятия №5:
    - На мой взгляд, система пассажирских перевозок в Воронеже не улучшится без изменений тарифной политики, а она сейчас в руках областной администрации. Нынешние расценки на проезд в автобусах и "маршрутках" у нас покрывают лишь 70 процентов себестоимости. Остальное мы "дотируем" из собственного кармана, зарабатывая на различных видах коммерческой деятельности. Так о каком же обновлении парка при таких доходах можно вести речь? Могут сказать: а как же частники, они же не в ущерб себе занимаются перевозкой пассажиров? У них себестоимость минимальная именно за счет выжимания техники до последнего, экономии на социальных расходах, "черной кассы" и тому подобного. Муниципальные предприятия так работать не могут. И потому никакие конкурсы не помогут без серьезного повышения тарифов и бюджетных дотаций.

    Между тем
    Мэрия Воронежа объявила конкурс на право обслуживания семи новых маршрутов общественного транспорта. Предположительно, на них смогут работать все виды автобусов - от "ГАЗелей" до большегрузных. Заявки на участие в конкурсе принимаются управлением организации городских перевозок до 17 сентября.

    Поделиться