Вчера морские испытания новейшей российской подлодки класса "Амур" в Балтийском море попали под зоркий прицел субмарин и надводных кораблей НАТО. Есть сведения, что особенно усердствуют в подглядывании британские ВМС.
Специалисты утверждают, что таким образом Лондон отреагировал на появление у берегов Шотландии российских ядерных бомбардировщиков Ту-95МС. Британцы выслали тогда на перехват нашего "Медведя" (по классификации НАТО - Bear, медведь) свои истребители "Тайфун", которые сфотографировали воздушного стратега. Западные газеты прокомментировали появление русских бомбардировщиков у берегов Альбиона как возврат к "холодной войне".
Масла в огонь подлил полет российских бомбардировщиков к острову Гуам в Тихом океане, где размещается военная база США. Летал туда Ту-160 - это самый современный стратегический бомбардировщик, аналогов которому в мире нет, поэтому говорить про некие "самолеты из нафталина", как это сделал американский политик, вряд ли уместно.
- Этому самолету всего 15-20 лет от роду, а подобные машины создаются на 40-50 лет, иначе нет смысла их производить, - отозвался вчера на выпады с Запада первый вице-премьер Сергей Иванов. - То, что мы возобновили полеты дальней стратегической авиации, не означает возврата к "холодной войне". Мы начали их по просьбе президента России. И я уверяю, не надо ничего бояться. Заметьте, мы не нарушаем ничьих границ, наши полеты прозрачны и понятны для всех. На сегодняшний день существуют в мире только две страны, которые имеют дальнюю стратегическую авиацию. У остальных навряд ли это предвидится.
Он знает, о чем говорит, поскольку лично испытал пилотажные и боевые качества "Белого лебедя". Как и наш президент, Иванов не скрывал, что наша дальняя авиация летает прежде всего в определенных районах, где присутствуют российские экономические интересы, в том числе в области судоходства. "И ничего агрессивного в таких полетах нет", - сделал вывод первый вице-премьер.
Строго говоря, весь ажиотаж вокруг возобновления боевого патрулирования в воздухе раздут. Россия перестала посылать своих "стратегов", как говорят летчики, "за угол" ровно 15 лет назад, в 1992-м. Конечно, это решение приветствовали США, которые, заметим, боевое дежурство своих ядерных бомбардировщиков ни на день не сворачивали. А символ их воздушной мощи самолет В-52 стоит на вооружении уже более полувека и до сих пор летает, прилетел даже к нам на МАКС. Нафталином от него тоже не пахнет.
Наше патрулирование международные договоры не нарушает и к конфликтам не ведет. Если взглянуть на проблему сугубо практически, то без длительных полетов, сопровождаемых дозаправками в воздухе и решением различных учебных вводных, стратегическая авиация обречена. Это все равно что держать "Феррари" во внутреннем дворике.
С "Амуром" ситуация еще прозрачнее. Дело в том, что высокая скрытность и боевая эффективность новой российской субмарины делает ее весьма привлекательной на рынке современных вооружений. Конкурентов там хватает, и для их устранения порой идут на любые спекуляции.