Накануне главного кузбасского праздника - Дня шахтера в Кемерово прилетел первый вице-премьер Сергей Иванов.
Шахтерским темам - дисциплине горняцкого труда, рекультивации нарушенных земель, ответственности государства и собственников за безопасность угольных предприятий - он уделил главное внимание.
То, что Сергей Иванов может легко пересесть с военного самолета за "штурвал" 130-тонного "БелАЗа", убедились те, кто оказался вчера на Черниговском угольном разрезе. Сбросив пиджак и лихо взобравшись по ступенькам огромной машины, он быстро освоился в кабине водителя. К слову сказать, высота "БелАЗа" - порядка четырех метров. Когда же Иванов завел 130-тонник, журналисты едва не бросились врассыпную. "Практически военная техника",- заметил первый вице-премьер. Ему тут же подсказали, что сегодня на разрезе работает немецкая, японская, американская и польская техника, которая по своим характеристикам превосходит белорусскую.
Сергей Иванов впервые оказался на угольном разрезе, где воочию увидел, что такое "лунный ландшафт" - изрытая и обезображенная земля. Возможно, поэтому первый вице-премьер сразу задал вопрос о рекультивации нарушенной почвы. Его уверили, что к этому вопросу собственники разреза приступят скоро. Разрез за четыре десятка лет существования ушел вглубь на 200 метров, занимает три тысячи гектаров, из которых выбрано 135 миллионов тонн угля. Осталось добыть еще примерно пятьдесят миллионов. Для полной картинки разреза можно привести одно сравнение. Чтобы открытым способом добыть одну тонну угля, необходимо вывезти 18 тонн породы.
На встрече с журналистами Сергей Иванов говорил, что работа шахтеров связана с повышенным риском для жизни и даже сравнил ее с военной службой. По словам первого вице-премьера, безопасность на угольных предприятиях должна складываться из трех составляющих. Во-первых, необходимы федеральные законы, где были бы прописаны жесткие стандарты такой безопасности. Это особенно важно сегодня, когда из практики исчезли ГОСТы. Сергей Иванов сообщил, что минпромэнерго уже готовит такие документы. Во-вторых, собственники разрезов в первую голову должны отвечать за безопасность шахтерского труда. И, наконец, в-третьих, на шахте должна быть "армейская дисциплина". Иначе никакая современная техника и система безопасности не переломят сложившуюся ситуацию с высоким травматизмом и гибелью на угольных предприятиях.