А еще утром в четверг все, кто следил за судьбой россиянина, ждали добрых вестей из Лозанны, где располагается Федеральный суд. Надеялись на лучшее, на то, что в этот день местное правосудие вынесет окончательный вердикт по делу Калоева и тот сможет досрочно выйти на свободу. Он был в полшаге от нее. Но едва приоткрывшаяся дверь на волю оказалась иллюзией.
Как известно, Виталий Калоев отбывает наказание в тюрьме "Пешвис" неподалеку от Цюриха за совершенное им убийство авиадиспетчера швейцарской фирмы "Скайгайд" Петера Нильсена. Именно Нильсен дежурил у пульта в ночь страшной авиакатастрофы над Боденским озером, когда первого июля 2002 года по вине "Скайгайд" в воздухе столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой Боинг компании DHL. В авиакатастрофе погибла вся семья Виктора Калоева: жена и две дочери.
За совершенное в состоянии аффекта преступление россиянин был приговорен кантональным судом Цюриха к восьми годам тюремного заключения. Калоев, по словам его родственников, сегодня искренне раскаивается в содеянном. Он, как говорит его брат Константин, "очень глубоко переживает второе постигшее его горе - то, что случилось с Петером Нильсеном. Поэтому 150 тысяч долларов компенсации, выплаченной авиакомпанией, он передал детям авиадиспетчера.
С первых дней ареста Калоева активно повлиять на его судьбу и смягчить наказание старались его адвокаты. Швейцарский адвокат россиянина Маркус Хуг прошлой осенью рассказал "РГ" о том, при каких обстоятельствах и на каких условиях может быть рассмотрен вопрос о передаче Калоева России для дальнейшего отбытия наказания на родине. Подобный план действительно витал в воздухе. Но летом ситуация изменилась, как казалось, в более позитивную для российского гражданина сторону. Адвокаты опротестовали восьмилетний приговор, посчитав его слишком суровым, в Федеральном суде. Тот вернул дело на повторное рассмотрение. В результате третьего июля суд Цюриха снизил Виталию Калоеву срок наказания до 5 лет и 3 месяцев. А уже на прошлой неделе тот же суд - возможно, допустив ошибочную в тактическом плане поспешность, - решил и вовсе досрочно освободить Виталия Калоева.
Надо сказать, формальные, абсолютно законные основания для такого решения у суда были. Швейцарским законодательством предусмотрено, что заключенный после отбытия им двух третей назначенного судом срока пребывания в тюрьме обретает право подать ходатайство о досрочном освобождении. Этим правом не преминули воспользоваться Калоев и его адвокаты. И суд ходатайство удовлетворил. 24 августа как раз истекали две трети срока. И Калоев имел реальные шансы оказаться за воротами тюрьмы. В ней, кстати, относятся к Калоеву с большим уважением. Начальник "Пешвиса" в телефонном разговоре с "РГ" назвал россиянина "высоко интеллигентным человеком".
Но на пути к свободе Калоева встала прокуратура. Прокурор Ульрих Ведер последовательно подал две апелляции на решения кантонального суда Цюриха в Федеральный суд: и по поводу сокращения россиянину срока и относительно его досрочного освобождения.
Реакция Федерального суда уже известна. Но это, тем не менее, не означает окончательного отказа Калоеву в амнистии. Так прокомментировали ситуацию "РГ" в российском посольстве в Швейцарии. Суд воспользовался так называемым правом "отложенного решения". С его точки зрения, для обстоятельного разбора дела было слишком мало времени. Поэтому он взял своего рода тайм-аут. По мнению российских дипломатов, шансы на позитивное решение вопроса сохраняются. Но процесс затянется. Возможно, до конца года. Но точный прогноз не может дать никто.