По оценке западных экспертов, 470 лайнеров будут иметь вместимость на 110 и больше пассажиров - это 44 процента рынка. На долю широкофюзеляжных самолетов придется 11 процентов, или 110 самолетов. Более 43 процентов закупаемых самолетов будут относиться к числу региональных. На долю же лайнеров, которые берут на борт свыше 400 человек, придется всего 2 процента рынка. Между тем к 2025 году в России планируется производить около 300 гражданских самолетов в год.
Сегодня на рынке российских региональных самолетов развернулась нешуточная борьба, и это очень хорошо видно на МАКСе. В фавориты вышел самолет "Сухой Суперджет-100". Как замечает вице-президент отделения "Боинг - гражданские самолеты" Крейг Джонс, именно эта машина в ближайшие годы займет российский рынок самолетов вместимостью до 100 пассажиров. Таким образом, мы можем прилично потеснить тут и "Эрбас" и тот же "Боинг".
Запуск самолетов "Сухой Суперджет-100" в серийное производство намечен на 2008 год. Генеральный директор авиахолдинга "Сухой" Михаил Погосян под аплодисменты озвучил на авиасалоне дату выкатки первой машины - 26 сентября. Планируется продать не менее 700 таких самолетов, а уже до конца этого года "Сухой" заключит договоры на производство ста "Суперджетов". Причем создается целое семейство этих лайнеров: они рассчитаны на полеты до 3100-3200 километров, но в дальнейшем могут появиться варианты с дальностью до 4500-4800 километров.
Именно с "Суперджетами" Россия планирует прорваться на мировой рынок авиаперевозок, а вот потеснить бесспорное лидерство западных фирм - на крыльях нового российского самолета МС-21. Как обещают самолетостроители, он появится на рынке уже в 2015 году. И тоже задумывается как семейство - вместимостью от 150 до 200 пассажиров. Все эти "птицы" будут летать на маршрутах от 2200 до 4500 километров, а варианты с увеличенной дальностью полета - до 6800 километров. Что очень важно - по топливной эффективности самолет МС-21 должен превосходить существующие аналоги почти на 15 и больше процентов. В течение двадцати лет на внутреннем рынке может быть продано около 400 машин, а на внешнем - почти 300.
Одно время казалось, что Россия может начать свой приход на международный авиарынок с нового регионального самолета
Ту-334. Но ему катастрофически не повезло - из-за отсутствия финансирования серийное производство все время отодвигалось. За годы после первого вылета Ту-334 в феврале 1999 года от него осталось практически только аббревиатура. По существу сейчас это новая машина. К настоящему времени изготовлено два опытных образца, в производстве находится еще несколько. Рынок самолета Ту-334 в России и странах СНГ оценивается экспертами примерно в 400 машин.
Еще один "игрок" на этом "поле" российско-украинский Ан-148. Успех всех российских региональных проектов, их окупаемость и рентабельность зависит от масштабов производства и продаж.
Кроме того, Россия представляет сегодня широкий спектр самолетов Ил-96-300, Ту-204 и Ту-214, которые вполне сопоставимы с западными "собратьями". Так, Ил-96-300 по функциональным возможностям и комфорту принципиально аналогичен "Боингу-767-300". Он уступает лишь по топливной эффективности. Зато и цена его почти в два раза ниже. Самолеты Ту-204 и Ту-214 в полтора раза более экономичны по расходу топлива, чем те, которые они должны заменить.
По мнению президента и генерального конструктора ОАО "Туполев" Игоря Шевчука, самолет Ту-204-300 станет одним из самых востребованных у авиакомпаний. Впервые в нашей стране этот авиалайнер был сертифицирован по нормам АП-25, которые соответствуют европейским и американским требованиям.
- В прошлом году налет на каждый самолет составил около 400 часов в месяц, - говорит Игорь Шевчук. - Это превосходит мировой уровень. По нашим планам, он станет основным среднемагистральным самолетом, который в первую очередь заменит Ту-154.
Справка "РГ"
Чем хороши новые российские самолеты:
Преимущества по цене.
Ил-96-400 - новая модификация Ил-96-300 при стоимости около 70 млн долларов будет почти на 30 млн долларов дешевле, чем А-340; Ту-204-100 на 10 млн долларов дешевле А-321, а "Суперджет-100" - на 4 млн долларов дешевле аналогичного самолета "Эмбраер". Еще больше преимущество у самолетов Ан-148 и Ту-334.
Экология.
Отечественные самолеты, оснащенные двигателями
ПС-90А и ПС-90А2, будут соответствовать международным требованиям по шумам. Сертифицированный
Ан-148-100 имеет запас +5 дБ, а "Суперджет-100" -
+15 дБ относительно IV главы ИКАО.
Топливная эффективность.
Самолет Ил-96-300 с двигателями ПС-90А имеет удельный расход топлива 26 г/пасс.-км, а при оснащении двигателями PW-2037 - 22 г/пасс.-км. Для сравнения: "Боинг 767-300" потребляет 25 г/пасс.-км, А-340 - 21,7, "Боинг 777-300" - 20,3. Для Ту-204-100 и Ту-204-120 показатели по расходу - 19,4 г/пасс.-км. У "Боинга-737" и А-319 - примерно 19,2-19,4.