Но максимум внимания привлек самолет-ветеран: стратегический бомбардировщик В-52. Более семисот бомбардировщиков этого типа на протяжении шести десятилетий были для нас последовательно то символом "холодной войны", то просто олицетворением американской мощи.
Любопытно, что на нынешнем МАКСе американский В-52Н хоть и пользуется успехом у публики, но все-таки заметно уступает по популярности гражданским самолетам "Боинга". Во всяком случае, у макетов и отдельных узлов и агрегатов пассажирского "лайнера мечты" - "Боинга-787" специалисты "Боинга" не успевали отвечать на вопросы журналистов и посетителей, в то время как экипаж бомбардировщика время от времени даже откровенно скучал у своего самолета. На моих глазах скуку пилотов развеял пожилой мужчина, отрекомендовавшийся ветераном советских ПВО. Через переводчика он поведал пилоту - афроамериканцу по имени Карим - историю о том, как он с боевыми товарищами во времена "холодной войны" нес боевое дежурство, и в начале 60-х годов его дивизия войск противовоздушной обороны сбила один американский бомбардировщик на севере Кольского полуострова. Из семи пилотов удалось спастись только двоим.
Экипаж В-52 хладнокровно выслушал рассказ, после чего пожал ветерану руку и заверил, что все о кей. Парадокс легко объясним: любой бомбардировщик В-52 - действующая реликвия "холодной войны". Дело в том, что самый молодой самолет модели "эйч", которая сегодня красуется в Жуковском, был собран на заводе "Боинга" осенью 1962 года. То есть самолету по меньшей мере 45 лет! В Америке на этих бомберах летают дети пилотов "холодной войны". А скоро сядут за штурвалы их внуки. Для нынешних летчиков все трагедии прошлого века - не более чем история. А сам салон в России - своего рода затянувшийся уик-энд. Такова участь пилотов бомбардировщиков всего мира: их технику интересно рассматривать только на земле. В воздухе же полет тяжелых машин - зрелище малоэффектное, особенно на фоне российских "Стрижей" и "Русских витязей", выписывающих на Су-27 и МиГ-29 фантастические фигуры высшего пилотажа.
Пилоты стратегических бомбардировщиков могут поразить воображение публики своей усидчивостью. Это не шутка. Например, первый В-52, легально пересекший нашу границу (это было в 1992 году, когда два В-52 нанесли нам дружественный визит в связи с 50-летием дальней авиации России), пилоты провели в воздухе 12 часов. Столько же занимает сегодня перелет бомбардировщика из США в Россию над Атлантическим океаном с дозаправкой в воздухе над Англией. А самыми "усидчивыми" стали пилоты "Стратофортрессов", которые установили Гиннесс-рекорд: совершили кругосветный полет. Парни провели в своих креслах по 45 часов.
Замечу, что кабину В-52 вы ни за что не перепутаете с кабинами современных американских и российских бомбардировщиков, таких, как В-1, Ту-160 (в котором летал российский президент) и фронтовой бомбер Су-34. В невысокой кабине "старинного" В52 невозможно встать в полный рост, кроме того, там слишком многолюдно: экипаж американского бомбардировщика - 6 человек.
Его восемь двигателей за один типовой полет сжигают 47 тысяч галлонов недешевого сегодня авиакеросина. Полет "Стратофортресса" в Россию обошелся американскому налогоплательщику как минимум в 200 тысяч долларов. Этот самолет своего рода самый гигантский (размерами 56 на 49 метров и 220 тонн веса!) рекламный стенд на земле. А точнее - в воздухе. Он на удивление надежен и долговечен. Ресурс его планера составляет 13 тысяч часов. В полках ВВС США каждый бомбардировщик проводит в воздухе не более 400 часов в год. Всего В-52 модели "эйч" было выпущено сто штук, и часть из них в Америке вполне серьезно рассчитывают использовать вплоть до 2040 года включительно.
Кстати, по традиции американских пилотов боевым самолетам можно присваивать собственные имена и клички и придумывать эмблемы в жанре комикса. На В-52, стоящем в Жуковском, нарисован человек в звериной шкуре с бомбой-дубиной на плече. Надпись на фюзеляже - "Неандерталец".