Александр Герасимов: Мы заняли нишу московского городского информационного вещания, когда она была абсолютно свободной и там никто не топтался. Аудиторию придумали себе сами - этакого 40-летнего яппи в костюме и галстуке. Материальные ценности для него важнее всех других. Доходы его - порядка тысячи долларов на члена семьи. Машину и квартиру, которые у него уже есть, он не прочь поменять. На лучшие.
Нарисовав себе такого джентльмена, мы строили и сетку вещания, и стилистические особенности работы радиоведущих, даже фразеологию.
Российская газета: У вас достаточно агрессивный стиль подачи информации. С чем это связано?
Герасимов: Социологические исследования подтвердили, что нас слушают порядка 60 процентов мужчин. Поэтому и подача информации у нас соответствующая. Это не плавные, печальные голоса ведущих других радиостанций. Это молодые ребята, которые говорят на одном языке с нашей целевой аудиторией.
РГ: Кстати, слушая их, нетрудно определить по говору, из каких городов они приехали штурмовать столицу.
Герасимов: Знаете, это большая проблема всего московского медийного пространства. Средств массовой информации - как грязи, москвичей уже давно не хватает. Мы подсчитали: у нас где-то процентов семьдесят сотрудников из провинции. Отсев из-за неправильного произношения очень серьезный. Всегда есть работа для нашего педагога по сценической речи.
РГ: У вас работают много телевизионщиков. Причем и тех, кого уже год-два не видно на телеэкране.
Герасимов: Мне поначалу казалось, что знакомые голоса привлекут дополнительную часть слушателей. Оказалось - ничего подобного. Не сработало. Когда мы начинали, у нас было раз в пять больше телевизионных персонажей, сейчас их несколько человек. Александр Любимов, Петр Марченко, наша Красная Шапочка Яна Поплавская, Витюша Набутов.
РГ: А кто такой Семен Чайка, он ведет сразу несколько передач?
Герасимов: Да, и "Базар", и "Автосити", и собирает в аудитории сексопатологов. Вы знаете, он просто умеет правильно построить беседу. К примеру, тема секса очень скользкая. Семен в эфир выводится настолько филигранно, что за полтора года его работы нет ни одного возмущенного или обиженного звонка. Мы называем его нашим бриллиантом. И это оценили на телевидении. Он появился на первом канале в новом проекте.
РГ: Текучка кадров большая?
Герасимов: Это наше больное место. У нас здесь как инкубатор. На воспитание хорошего сотрудника у нас уходит полгода. И вот только человек начинает нормально работать, его тут же переманивают на "Маяк", "Радио России". Остаются только те, кто по-настоящему влюблен в то, что делается именно на нашей радиостанции. Нам постоянно кто-то требуется, начиная с ведущих и заканчивая редакторами.
РГ: Что предпочитает слушать ваша аудитория?
Герасимов: Самый востребованный продукт по результатам опроса - прогноз погоды. Интересует ситуация на московских дорогах, юмор и анекдоты, новости, изменения в организации движения автотранспорта, персональная безопасность, как лучше провести свободное время в столице.
РГ: Звонков много?
Герасимов: Звонят как подорванные, шлют до тысячи sms в день. Сообщают о том, что видят, все аварии, пробки. Кстати, любой слушатель может позвонить и поинтересоваться, нет ли в интересующем его направлении пробки. "Секундочку", - говорит тот же Петр Марченко, смотрит карту и отвечает, как лучше проехать. Звонки мы выводим в прямой эфир.
РГ: А вдруг слушатель начнет в прямом эфире материться. Как вы с этим справляетесь?
Герасимов: У нас сидит редактор на телефоне. И девчата так наловчились во время прединтервью понять, что за человек и что от него можно ожидать. У нас только однажды за полтора года пролетело "бля". Но позвонил приличный москвич. А неприличной оказалась ситуация, в которой он оказался. Милиционер на перекрестке, вместо того чтобы разрулить пробку из-за аварии, сшибал в это время деньги. Матерщинников у нас заносят в специальный телефонный "черный список". Есть такая дивная возможность поставить черную метку. И в следующий раз человек не дозвонится.
РГ: Вы не оставили в стороне и экологические проблемы города. Передачу "Чистый город" ведет Олег Митволь.
Герасимов: Да, каждую субботу Олег Львович у нас в прямом эфире.
РГ: Но, насколько мне известно, он сейчас в отпуске...
Герасимов: А у нас весь август в записи, мы это не скрываем. Кроме этой передачи у нас каждый час выходит в эфир мосэкомониторинг. Специалисты рассказывают о текущем состоянии московского воздуха, советуют, куда москвичам податься, где дышится легче.
РГ: Самое интересное у вас - новости. Кто их делает?
Герасимов: У нас собственных корреспондентов двенадцать. Но есть еще много внештатников. С сентября мы начинаем очередную акцию набора. Каждый год у нас два призыва - осенний и весенний. Мы приглашаем к сотрудничеству людей неравнодушных, знающих и любящих город. И выдаем им наши удостоверения.
РГ: А вы можете выйти в эфир с информацией, которая представит в нехорошем свете московское правительство или столичную милицию?
Герасимов: Мы же не обещали жениться на столичных правительстве или правоохранителях. Кстати, той же милиции мы помогаем. Вот недавно в вечернем эфире обратились к аудитории: ежели кто знает, где в Москве распространяют наркотики, сообщите. Звонков было миллион. Мы все это свели в единую таблицу и отправили куда надо. В результате многие притоны были закрыты. Обсуждаем в эфире и дорожные развязки, и ямы на дорогах, и неработающие светофоры, и "одноруких бандитов" в московских магазинах.
Если в городе происходит какая-то гадость, мы об этом рассказываем. У меня телефон регулярно звонит, и всякие ответственные чиновники просят меня не сообщать об этом и о том. Но мы информационная станция и мы должны...