BBC Proms - такая же неотъемлемая часть лондонского образа жизни, как прогулки по Гайд-парку. Именно в парках его и основали в 1895 году. Это была идея Роберта Ньюмана, тогдашнего главы Квинс Холл (Queens Hall) - респектабельного концертного зала в центре Лондона. Ньюман решил приблизить классическую музыку к широкой публике и устроил в лондонских парках "променадные" концерты, которые можно слушать во время прогулки (по-французски "promener" - "гулять"). Его сподвижником стал тогда молодой, а впоследствии знаменитый дирижер Генри Вуд, тоже увлекшийся идеями музыкального просвещения и формирования музыкального вкуса публики. Он перемежал популярные пьесы с более сложными и имел невероятный успех. Вуд дирижировал почти каждым концертом Промс в течение 50 лет, до своей смерти в 1944-м. Только в последние годы своей жизни он уступил часть работы другим дирижерам. Кроме того, успех Вуда сильно льстил национальной гордости британских музыкантов.
Корпорация ВВС оценила коммерческие перспективы проекта и в 1927 г. взялась его опекать. Теперь каждый концерт транслируется по радио BBC, некоторые показывают по телевидению, есть и трансляции в Интернете. ВВС основала и собственный симфонический оркестр, ставший одним из ведущих в Европе, а также разработала дополнительные программы: специальные Промс-концерты для детей, Промс с национальной музыкой (китайской, индусской и т. д.). Последний концерт каждого сезона называют "последним вечером Промса". Он транслируется по телевидению во всем мире.
Выступления в парках тоже проходят. Но главными остаются концерты в Альберт Холл (Промс перенесли туда в 1941 году после того, как Квинс Холл был полностью разрушен бомбами). В добавление к обычным сидячим местам на эти концерты ежедневно продаются сотни дешевых стоячих мест (стоимостью 5 фунтов), чтобы оправдать идею "променада" и дать возможность любому, проходящему в этот день мимо Альберт Холла, зайти послушать музыку.
Программы и исполнители тут на все вкусы. Именно это разнообразие (а вовсе не количество звезд) составляет суть фестиваля. Но звезды и в самом деле есть. На сей раз это певцы Анна Нетребко, Рене Флеминг, скрипачи Вадим Репин и Гидон Кремер, дирижеры Курт Мазур, Джеймс Ливайн, Антонио Паппано. Будет и Валерий Гергиев, о котором наши информагентства по неосведомленности пишут, что только он и представляет на Proms Россию. А еще полным-полно простых тружеников музыкальных полей вроде Василия Синайского, Ильдара Абдразакова, Джанандреа Нозеды и их европейских коллег того же уровня популярности. Примерно как на антикварном рынке в Ковент-Гарден или Портобелло-роуд, где драгоценности соседствуют с кучей милого качественного ширпотреба.
То же самое и в программах: Бетховен, Чайковский, Рахманинов, Малер, Брукнер, оперы барокко, классика авангарда ХХ века, духовные произведения. Но тут же, например, остроумный ансамбль Swingle Singers, поющий классику в джазовой манере. А то и вовсе попса - музыка великих английских фильмов: попурри из саундтреков композиторов Элгара, Уолтона, Уильямса, Арнольда и прочих, известных только англичанам.