В Жуковский приехали представители почти 800 компаний из сорока стран мира. Количество зарубежных участников сравнялось с российскими - 50 на 50 по числу официальных делегаций и развернутых экспозиций. В выходные дни, как утверждается, выставку посетили более 600 тысяч человек. Но стоит ли этому радоваться, ведь такой наплыв деловых людей и любителей авиации лишний раз выявил чисто русский и, похоже, неисправимый изъян МАКСа. Выставочный комплекс авиасалона, который "Рособоронэкспорт" собирается еще и расширять, находится на территории режимного предприятия - ЛИИ им. М.М. Громова. Предприятие огорожено несколькими рядами колючей проволоки, вдоль которой вспахана пограничная полоса, патрулируемая солдатами. И совместить режим высочайшей секретности с толпами граждан, вооруженных фотоаппаратами и видеокамерами, которые просто рвутся на территорию Лии, похоже, невозможно.
Одна из руководителей выставочной структуры ведущего авиационного предприятия ОАК буквально со слезами на глазах рассказывала, через какие унижения пришлось пройти, прежде чем их экспозиция была сформирована надлежащим образом.
В первый день многие стендисты вообще не смогли вовремя прийти на рабочие места, хотя и выезжали из Москвы еще до семи утра. Даже VIP-персоны томились в нескончаемых автопробках и очередях. Президент крупнейшей европейской аэрокосмической корпорации EADS опоздал на важнейшие переговоры лишь потому, что охрана никак не хотела пускать его вне очереди.
По словам пресс-секретаря EADS Грегора фон Курселя, такое отношение к мировой бизнес-элите никак не улучшает развитие российско-европейского делового сотрудничества.
В комплексе, где выставлялись иностранные гости, стояла такая невыносимая духота, что внимательно изучить привезенные в Россию экспонаты и тем более провести какие-то переговоры физически было невозможно.
Машины с vip-персонами, по идее, должны были пропускать через отдельную проходную, а не там, где везут товары на продажу, которые досматривают, как и полагается при въезде на режимный объект, долго и тщательно. И привыкших к разумной организованности европейцев это очень злило.
За пятнадцать лет работы российского салона можно было бы построить эстакадную магистраль прямо от центра столицы до взлетного поля ЛИИ. Сделать ее платной и давно окупить все расходы. Увы, дороги - наша национальная беда. На выставку ежедневно проходило около ста тысяч человек, а рамок-металлоискателей было всего восемь. Ну и какую пропускную способность можно обеспечить? И с каким настроением приходили деловые люди к своим шале и стендам, где должны были улыбаться гостям и вести сложнейшие переговоры?
Неудивительно, что многие зарубежные участники салона высказывали сомнение в своем участии на МАКС-2009.