Москва живет, развивается и строится в соответствии с Генпланом. Это, кажется, знают все. Однако механизм, по которому работает самый главный план развития столицы, то, как он влияет на градостроение, экономическое положение, обычно остается за кадром. Что учитывается в Генплане, можно ли менять его по ходу реализации, как соотносится Генплан со стратегией развития города до 2025 года, которую начали разрабатывать московские власти? От ответов на эти вопросы во многом зависят комфорт москвичей, их благосостояние, стиль будущей жизни.
Выяснить, что именно происходит с Генпланом развития города в процессе его актуализации, которая ведется в настоящее время, корреспондент "РГ" попытался у заместителя директора НИиПИ Генплана Москвы, члена-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук Георгия Юсина.
Российская газета: Георгий Семенович, горожанам Генплан представляется незыблемым документом. Однако в последнее время, как не раз подчеркивают городские власти, возникла необходимость так называемой его актуализации. Возникает впечатление, что при разработке Генплана были либо допущены ошибки, либо город сознательно развивался вразрез с ним. В итоге теперь власти просто решили "подогнать" сам план, чтобы узаконить произошедшее.
Георгий Юсин: Абсолютно неверное впечатление. Дело в том, что Генеральный план развития города в принципе отличается от архитектурного проекта, в котором четко очерчен окончательный облик строящегося здания, его конструктивные, инженерно-технические и архитектурные решения. Город же, с одной стороны, складывался исторически, а с другой - организм, который продолжает развиваться и изменяться. В нем, безусловно, должны сохраняться такие "вечные ценности", как природный ландшафт, историческая среда, культурные традиции. Но одновременно вместе с развитием экономики, технологий и культуры, с развитием человека и общества в целом город меняется.
Вот и Генеральный план тоже должен развиваться вместе с городом. Иначе уже через несколько лет он обречен превратиться в архивный документ, наивную утопию. Для того чтобы Генеральный план был руководством к практическим действиям и реальному планированию и управлению, он должен отражать и современные задачи, и обозримое будущее города. Именно поэтому градостроительное законодательство Москвы предусматривает регулярную, один раз в несколько лет, актуализацию Генплана. Ее задача - учесть и то, как изменился город за предшествующий период, и то, что уже реализовано, и допущенные ошибки, и проблемы сегодняшнего дня, и новое понимание перспективных целей и задач развития города. В результате актуализации в Генеральном плане увязывается градостроительное планирование с долгосрочными, среднесрочными и годовыми городскими программами, а также с бюджетным процессом. Сегодня же актуализация этого документа необходима особенно, так как в соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ, Генплан города должен стать еще одним московским законом.
РГ: По каким направлениям происходит актуализация Генплана? Правда ли, что многие столичные проблемы объясняются тем, что жилья в Москве строится больше, чем предусмотрено, а инфраструктура развивается в соответствии с записанными показателями в Генплане. Отсюда, дескать, и дефицит социальных объектов.
Юсин: Актуализация ведется комплексно, по всем направлениям и разделам, ибо Генплан должен предусматривать устойчивое, сбалансированное развитие города. Диспропорции же, сложившиеся в развитии города, объясняются тем, что действительно в предыдущие годы объемы жилищного строительства превысили планируемые. Никто не мог предсказать в пору разработки Генплана, что так подпрыгнет и электропотребление в городе, и настолько увеличится количество автомобилей у москвичей. Этим объясняется в первую очередь отставание в развитии городской инфраструктуры. Если этот разрыв между ними будет продолжаться и дальше, то это может затормозить и темпы роста экономики города, и решение социальных задач.
РГ: На что сейчас делается акцент при планировании инфраструктуры?
Юсин: В первую очередь, на развитии городского транспорта, дорожно-мостовом строительстве, сооружении развязок, тоннелей и всей системы транспортных пересадочных узлов, парковок и гаражного строительства. Общественный транспорт является приоритетом номер один, так как сколько не строй дорог и развязок, персональное авто из пробок москвичей не вывезет.
РГ: Сейчас правительство Москвы приступило к разработке стратегии развития города до 2025 года. Как соотносятся между собой эта стратегия и действующий Генплан, рассчитанный до 2020 года?
Юсин: Актуализированный Генплан ориентирован на период до 2025 года. Подготовка стратегии же развития города его дополняет. Дело в том, что Генплан является документом территориального планирования, а стратегия определяет сценарий социально-экономического развития, социальный, демографический прогноз, прогноз структуры экономики (какова роль промышленности, торговли, финансовой и социальной сфер и т.д.). Стратегия также определяет возможные источники экономического роста, закладывает базу, как, за счет чего именно и в каких объемах будет расти валовой региональный продукт, какова будет его структура, какими инвестиционными ресурсами станет располагать город, какими бюджетными возможностями.
Городу очень важно иметь такой документ, потому что он задает те параметры Генерального плана, которые должны соответствовать задачам экономического и социального развития столицы. В свою очередь, Генеральный план тоже влияет на стратегию, показывая возможности территории, которые могут быть использованы для ее реализации, определяя, какие виды деятельности целесообразны для города с точки зрения городских территориальных ресурсов. Таким образом, это два взаимосвязанных и одинаково важных документа.