В МВД решили не только вернуть хорошо забытое старое - народные дружины, но и в деталях прописать статус, права и обязанности своих добровольных помощников. Чтобы не было излишних перегибов в любую сторону.
Новый законопроект подготовили начальник Правового департамента МВД генерал-лейтенант милиции Валерий Черников с коллегами. Будущий закон, отправленный в Госдуму, так и называется - "Об участии граждан в обеспечении правопорядка".
Самое главное в законопроекте - полная легализация формирований, находящихся сегодня на полузаконном положении. По сути, милиция получит еще один комплект личного состава. Чьи полномочия если и будут отличаться от штатных сотрудников, то ненамного. Они получат свою форму, удостоверения, оружие самообороны, право вместе с милицией проверять документы, досматривать вещи и автомобили. Такое патрулирование, особенно ночью, будет оплачено.
Самооборона по форме
Некое подобие дружин в стране уже давно создано. Не секрет, что после перестройки, в период активного развала Советского Союза, граждане в конфликтных регионах не очень надеялись на защиту государства. Первыми возродились казачьи войска, затем вблизи "горячих точек" появились и местные отряды самообороны.
От частных охранных структур они отличались принципиально. Во-первых, эти отряды защищали не отдельные коммерческие или порой бандитские структуры, а всех жителей своего населенного пункта, микрорайона или улицы. Во-вторых, за свою службу они денег не брали - ведь охраняли сами себя, свои семьи и соседей. И, в-третьих, охотно сотрудничали с правоохранительными органами, которые уцелели в те "смутные времена".
Что важно, новое "народное ополчение" совершенно не было похоже и на прежние, советские народные дружины. Если раньше в ДНД шли ради каких-то льгот, отгулов, премий или вовсе по профсоюзной разнарядке, то теперь многих крепких мужчин вынудила "встать под ружье" острая криминогенная обстановка. Их уже никто насильно не записывал в дружину - пришли действительно добровольно.
В МВД посчитали, что отмахиваться или не замечать их нельзя. Польза от дружин - в разных местах их называют по-разному - очевидная: в милиции никогда не скрывали, что по-настоящему эффективно бороться с преступностью можно только при поддержке населения. Поэтому готовность людей охранять порядок здесь только приветствуют.
Вопрос в другом: как узаконить такую помощь милиции? Ведь право проверить на улице у прохожего документы, досмотреть личные вещи или автомобиль, потребовать прекратить какое-нибудь безобразие или просто сделать замечание есть только у милиционера. Не трудно представить, что услышит в свой адрес человек с красной повязкой на рукаве, предложивший подвыпившей компании, например, не шуметь во дворе или уйти с детской площадки.
С другой стороны, иные добровольные помощники милиции вполне могут и переусердствовать с охраной правопорядка. Например, некоторое время в южных областях рассказывали, как казаки, патрулировавшие под формальной эгидой милиции улицы и рынки, "умиротворяли" хулиганов нагайками. Даже устраивали показательные порки - мол, таковы вековые народные традиции. Говорят, местная общественность отнеслась к такой мере профилактики одобрительно. Вот только с законом это соотносилось мало.
Что будет положено и разрешено дружинникам? Они получат полное право проверять документы, участвовать в досмотрах личных вещей и автомобилей, задерживать правонарушителей, пресекать преступления. В общем, выполнять работу патрульно-постовой службы. Правда, в законопроекте есть очень существенная оговорка: все это можно делать только в присутствии милиционера. Причем в документе подчеркивается, что добровольные дружины ни в коем случае не подменяют собой правоохранительные органы. Если дружинник пожелает самостоятельно заглянуть в ваш паспорт - у вас есть полное право ему в этом отказать. Но если он попросит вас подойти к стоящему неподалеку сотруднику милиции, вам придется подчиниться.
Дружинники получат удостоверения и форму. Это важно - невыполнение законных требований такого человека уже чревато административной ответственностью. А за сопротивление, особенно - увечье, накажут так же строго, как за избиение милиционера.
Новый закон предлагает задействовать дружинников не только в патрулировании улиц и обеспечении массовых мероприятий, но и в спасательных работах, оказании всевозможной помощи людям и даже в охране государственной границы. Кстати, здесь особенно могут пригодиться казаки со своими традициями военной и пограничной службы.
Уличный "шок"
Будут ли дружинников вооружать? Скорее всего да, как минимум - резиновыми палками, электрошокерами, газовыми баллончиками или травматическими пистолетами. Однако разрабатывать подробности вооружения авторы законопроекта, видимо, предоставляют местным властям, на территориях которых будут созданы такие формирования. В документе говорится об оружии самообороны. Но, как известно, многие виды огнестрельного гладкоствольного оружия тоже причислены к такому разряду. Так что нельзя исключить, что кое-где дружинники выйдут на патрулирование с карабинами.
В законопроекте предусмотрено применение оружия самообороны, если есть угроза жизни, здоровью или имуществу. Тут ничего нового не придумано, все в соответствии с Законом "Об оружии". Опять же, за исключением нюанса: дружинника закон теперь будет больше защищать, чем любого другого гражданина, тоже попытавшегося оборонить себя с помощью ружья или охотничьего ножа. Обычному гражданину придется долго доказывать, что на него напали и он был вынужден схватиться за ствол. К дружиннику в подобной ситуации, как и к милиционеру, отнесутся более благосклонно.
Законопроект предусматривает денежное вознаграждение дружинникам за службу и, что очень важно, социальные гарантии - различные компенсации за травмы или ранения при исполнении обязанностей. То есть если дружинника, не дай бог, зацепит бандитская пуля, лечить его будут за государственный счет.
Еще одна новация: авторы законопроекта предложили узаконить еще две категории своих помощников - нештатных сотрудников и так называемую общественную самодеятельность. Нештатные сотрудники - это одиночки, работающие под руководством милиции, но не входящие в какие-то формирования. Это не обязательно - агенты, "секретные сотрудники". Они могут входить в комиссии по делам несовершеннолетних, общественные советы.
Личный пост у подъезда
А вот под мирным названием общественной самодеятельности подразумеваются своеобразные отряды местной самообороны. Люди могут не вступать в народную дружину, а создать на собственной улице группу, отряд или пост, чтобы самостоятельно защититься от всяких злодеев. Участие в дружине требует дежурства в любом конце города, куда пошлет руководство. А тут - только возле родного дома, по очереди, например, с соседями. Единственное, что требуют в МВД, - чтобы такая самодеятельность "выступала" только под руководством милиции.
Однако, несмотря на столь либеральное отношение к народному ополчению, авторы законопроекта категорически против любых боевых формирований по партийной принадлежности и считают недопустимым создание каких-либо партийных ячеек в дружинах.
Досье "РГ"
В 80-е годы численность ДНД достигала 12,5 миллиона человек.
Сегодня в стране - 360 тысяч дружинников, которые объединились в 35 тысяч различных формирований.
В год с их помощью раскрывается более 40 тысяч преступлений и выявляется свыше 440 тысяч административных правонарушений.