В ближайшие пять дней - с 24-го по 28 августа включительно - можно присылать свои вопросы по электронной почте nataly@rg.ru, yemel@rg.ru. Наиболее интересные будут отобраны и переданы на орбиту. При этом авторы самых оригинальных получат приглашение в сборную читателей "РГ" (если укажут свое имя, адрес, место учебы, контактный телефон) и смогут лично обратиться к космонавтам Федору Юрчихину, Олегу Котову и астронавту Клейтону Андерсону.
Космонавт и учитель поменялись ролями
Своей задумкой организовать в канун Дня знаний для читателей "Российской газеты" сеанс прямой связи с экипажем МКС и тем самым привлечь внимание к проблемам образования в нашей стране, заострить вопрос о престижности профессии космонавта и школьного учителя мы поделились с летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза Александром Серебровым.
Это он почти двадцать лет назад выступил инициатором создания общероссийской образовательной программы "Уроки из космоса". В Соединенных Штатах примерно в то же время была начата национальная программа "Учитель в космосе". Трагическая гибель "Челленджера" и его экипажа, в составе которого была учительница Криста Макколиф, на два десятилетия отсрочила реализацию красивой идеи. Первый урок с орбиты на американскую аудиторию был дан только в августе 2007 года. Его провела для школьников штата Айдахо учительница Барбара Морган, которая была в свое время дублером Кристы Макколиф.
- Похвально, что журналисты правительственной газеты в канун первого сентября вспомнили о космических уроках, - откликнулся на звонок из редакции Александр Александрович Серебров. - На мой взгляд, об этом и в другие дни не надо забывать. Я говорил и продолжаю утверждать, что полеты в космос нужны не только для науки или обороны, но и в целях просвещения.
Российская газета: И в космос должны летать не только летчики, врачи, но и школьные учителя?
Александр Серебров: А почему нет? Уроки из космоса как органическая часть образовательных программ могут в лучшую сторону изменить сознание людей, их образ мыслей. Именно об этом мы думали, когда при поддержке Центра управления полетами затевали на орбите видеосъемки специально для школьников. Из этих материалов было смонтировано шесть видеофильмов: "Мир невесомости", "Свойства жидкости", "Электричество и магнетизм", "Механика", "География", "Ожившая карта". Мы записали их на кассеты и предполагали широко распространить по школам. Поначалу так и было - много копий разошлось в виде подарков и наград для победителей различных конкурсов и олимпиад. Так что в известном смысле можно сказать, что Россия обладает опытом "космической педагогики" и уникальной серией "уроков из космоса"...
РГ: Как-то грустно вы об этом говорите...
Серебров: Потому что настоящего размаха, как изначально задумывалось, эта работа не получила. Главным образом - из-за недостатка средств на тиражирование и распространение видеофильмов. В рамках молодежного аэрокосмического общества "Союз", которое я возглавляю уже почти двадцать лет, мы что-то делаем, но это совсем не тот масштаб. И нынешний, казалось бы, юбилейный для космоса год не оправдывает наших ожиданий. Средства как будто выделяются, но уходят они совсем на другие цели и мероприятия. Роскосмос и минобрнауки о наших программах наслышаны, но финансировать не могут. Или не хотят. Да и люди, которые нас когда-то поддерживали, давно оттуда ушли. А между тем в НАСА, напротив, укрепляют специальный отдел, который курирует образовательные программы. И они, в отличие от наших ведомств, могут направлять на такие цели и прямое бюджетное финансирование, и гранты выделяют...
РГ: Но кто-то же вас поддерживает?
Серебров: В этом году - правительство Москвы и командование Космических войск. А письма, отправленные нами в другие организации, в том числе в РКК "Энергия", остались без ответа...
РГ: Как вы себе представляете развитие того, что уже было создано с вашим участием и под вашим руководством?
Серебров: Обязательно нужно сделать отдельный фильм об экологии. Следующим мог бы стать фильм о сельском хозяйстве в различных районах земли. А третий фильм я бы сегодня сделал по космической энергетике. Потому что от Солнца мы получаем в несколько тысяч раз больше энергии, чем все наши земные потребности. Просто мы не умеем ее взять и эффективно использовать.
По моему мнению, очень важно объяснить все это ребятам. Ведь вся работа в космосе, все исследования - это для того, чтобы лучше понять Землю, лучше благоустроить ее и сберечь для будущих поколений.