Новости

28.08.2007 03:00
Рубрика: Экономика

Сколько граммов в килограмме

Рассматривается проект нового закона "Об обеспечении единства измерений"
Текст: Моисей Гельман (кандидат технических наук)

 

 

"Мал золотник, да дорог", - смысл этой старинной русской поговорки хорошо понятен не только каждому российскому коммерсанту, но и любому грамотному человеку. Поговорка напоминает о том, сколь важными могут оказаться с виду малозначащие вещи. Самим же золотником в российской дометрической системе мер и весов называлась 1/96 часть фунта - величина, равная 4,266 грамма. Золотниками мерили отнюдь не простые вещи и наказание за обвес или подделку золотника было суровым. Так что изначально золотники были дорогими совсем не в переносном смысле: ведь надо было прежде всего добиться точности и одинаковости массы самих золотников. По сути же, это был один первых эталонов в российской истории.

Но оставим историко-лингвистический экскурс. Сейчас в правительстве РФ рассматривается проект нового федерального закона "Об обеспечении единства измерений". Как показал анализ, этот документ вызывает большие сомнения относительно его соответствия Конституции Российской Федерации. А если он будет принят в качестве правового акта, это может привести к развалу отечественной системы измерений, являющейся составной частью международной. Иначе говоря, принятие упомянутого акта угрожает российскому участию в международной торговле и кооперации, самому существованию экономики и бизнеса, безопасности страны.

В доказательство сказанному приведу лишь некоторые принципиальные соображения.

Чтобы выпускать качественную конкурентоспособную продукцию, необходимо строго контролировать ее характеристики на всех этапах производства. А при продажах требуется подтверждать соответствие показателей ее качества заявленным изготовителем. Для этого используют единообразные методы и средства измерений, обеспечивающие идентичность результатов контроля. Такой подход к проведению измерений и называется обеспечением их единства. Оно должно соблюдаться не только для сертификации продукции, но и при измерениях ее количества во время продаж, чтобы, допустим, килограмм картофеля, тонна металла или кубометр газа весили во всем мире одинаково и стороны не несли убытков. Без точных гирь и весов невозможны торговля и перевозки. Производство и строительство невозможны без стандартизации и унификации комплектующих деталей и материалов. Единство измерений обеспечивает также надежность функционирования сложных производственно-технологических систем в энергетике, на транспорте, средствах связи.

Закон против физики

Однако обсуждаемый законопроект нарушает основные каноны метрологии, науки об измерениях, и международные принципы поддержания их единства. Как известно, измеряться могут только физические величины - их значения и характеристики. Под измерением понимается сравнение неизвестного значения измеряемой величины с фиксированным определенным значением однородной с ней величины, принятым за единицу. Для этого мировое сообщество располагает международными эталонами единичных значений различных физических величин, в том числе эталоном килограмма массы, а каждая страна имеет их соответствующие национальные копии, время от времени сличаемые для корректировки с международными оригиналами. Эти копии именуются государственными первичными эталонами. По воспроизводимым ими эталонным значениям соответствующих величин периодически устанавливают (корректируют) значения соответствующих мер, тех же гирь, рабочих средств измерений. Такая процедура называется метрологической поверкой.

Государственные первичные эталоны, которых в России 122, это уникальные меры, обладающие наивысшей достижимой на сегодня точностью. Между тем средств измерений в нашей стране, подлежащих периодической поверке, насчитывается, по оценкам, около 1 миллиарда единиц. Поэтому для своевременной и беспрепятственной поверки этого множества измерительных приборов и систем была создана достаточная база копий первичных государственных эталонов - вторичных эталонов, чуть менее точных по отношению к соответствующим первичным и потому более дешевых.

Имеется несколько видов таких копий, отличающихся точностью. Наименее точные - рабочие эталоны, они составляют основную часть базы (около 90 процентов) и располагаются непосредственно в многочисленных поверочных лабораториях по всей стране, где по ним поверяются рабочие средства измерений. А сами рабочие эталоны время от времени сличаются для корректировки с первичными, но не напрямую, а опосредованно, через другие, более точные вторичные эталоны, размещенные в региональных центрах метрологии, которые сличаются с первичными непосредственно.

Такая организация эталонной базы в виде пирамиды со ступенчатой передачей соответствующих эталонных значений позволяет минимизировать обращение к уникальным первичным эталонам, сохраняя их стабильность и точность, и обеспечивает своевременную поверку всего множества рабочих средств измерений по всей стране.

Разрушение эталонной "пирамиды"

Представленный законопроект фактически ликвидирует национальную эталонную базу, так как в нем отсутствует перечень всей совокупности эталонов. В законопроекте говорится лишь о первичных эталонах и не регламентирована общая схема воспроизведения и передачи размеров единиц физических величин.

При этом в законопроекте отсутствуют вторичные эталоны, а также специальные эталоны, в том числе оборонного назначения, воспроизводящие единицы физических величин в особых условиях, и являющиеся для этих условий первичными эталонами. Замечу, например, что только при производстве и испытаниях атомной подводной лодки используется свыше 90 специальных эталонов. Нет в законопроекте упоминания и о международных эталонных шкалах, в том числе о весьма значимой шкале температур, воспроизводимых соответствующими эталонными установками. Отсутствие необходимой полноты эталонной базы приведет к ликвидации в стране не только единства измерений, но самой национальной системы средств измерений, так как исчезнет возможность их метрологической поверки.

Помимо этого в законопроекте искажено определение и содержание самого единства измерений, как исключительно государственной политики, и вопреки международным нормам допускается приватизация всех эталонов, кроме государственных первичных, а также вводится добровольность поверки неопределенного множества средств измерений без указания соответствующих критериев.

Искажены в законопроекте также понятие и содержание собственно измерений, которые совершенно необоснованно распространены на любые величины, в том числе бухгалтерские и банковские, к примеру, баланс и кредит. Хотя, как отмечалось выше, измеряться могут только физические величины путем их сравнения с эталонными значениями соответствующих однородных величин, воспроизводимыми соответствующими мерами.

Что касается бухгалтерских или банковских величин, то они вычисляются путем проведения обычных арифметических операций, ничего общего с измерениями и использованием эталонов не имеющих.

Еще один "надзор"

Искажение понятия измерений позволило надуманно распространить действие законопроекта и тем самым государственное метрологическое регулирование (п. 3 ст. 1) на многие сферы деятельности, абсолютно не связанные ни с измерениями, ни с обеспечением их единства. Это выполнение государственных учетных операций, оказание услуг почтовой связи, проведение банковских, налоговых и таможенных операций, выполнение работ по расфасовке товаров (хотя требования к единству измерений относятся к весам и гирям) и др., что приведет к появлению нового типа административного "метрологического" надзора в этих сферах. Соответственно, повысится и уровень коррупции.

Помимо вышеизложенного, законопроект содержит множество других принципиально ошибочных и надуманных положений. Так, в нем регламентируется проведение непонятно какой и для чего нужной аттестации методов и методик измерений, хотя речь должна идти о метрологической аттестации средств измерений, но о ней вообще ничего не сказано. Мера, техническое средство измерения, ложно трактуется как значение величины, то есть как число, - авторы документа совершенно не в ладах и с терминологией. Зато в законопроекте отсутствуют такие понятия, как нормируемые метрологические характеристики средств измерений, виды и нормируемые интервалы погрешностей, а также многие другие необходимые положения и нормы метрологии.

Правовые нестыковки

Согласно п. 1 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы принимаются исключительно по предметам ведения Российской Федерации или ее совместного с субъектами Федерации ведения. Перечень этих предметов регламентирован ст. 71 и ст. 72 Конституции. Однако среди них единство измерений не значится, а указаны лишь два из множества средств - эталоны и метрическая система, необходимых для его обеспечения.

Правда, в Федеральном законе "О техническом регулировании" (ст. 6 и ст. 7) говорится о необходимости принятия технических регламентов в статусе федеральных законов, устанавливающих "минимально необходимые требования" по обеспечению единства измерений (замечу, условие, ввиду его явной недостаточности, абсурдное). Но ни техническое регулирование, ни технические регламенты Конституцией также не отнесены к предметам федерального или совместного с субъектами РФ ведения. Поэтому упомянутые федеральные законы с точки зрения их правомочности тоже довольно сомнительны и требуют правовой оценки Конституционного суда России.

Опасные последствия

Как уже говорилось, в случае принятия законопроекта будет ликвидирована эталонная база страны, и, следовательно, исчезнет национальная система измерений. Поэтому Россия будет исключена из сферы международной торговли, международных коммуникаций и всех других областей международного сотрудничества, в том числе экономического и научного, связанных с измерениями, как неспособная поддерживать их международное единство.

При этом внутри страны возрастет опасность для жизни людей и угроза техногенных катастроф, будет нарастать хаос в управлении различными объектами, в том числе транспортными, в торговых расчетах, связанных с измерениями различных физических величин, допустим, количества электроэнергии или газа... Из-за исчезновения специальных эталонов возникнет угроза обороноспособности страны. Под угрозой закрытия окажутся спутниковая радионавигационная система "ГЛОНАСС" и вообще все космические проекты. Список можно продолжить дальше.

Вместе с тем принятие такого закона может блокировать наше вступление в ВТО. Если нас все же туда примут, то метрологическая несостоятельность России в сочетании с Законом "О техническом регулировании", который фактически лишил российские товары нормативно-правовой защиты, приведут отечественную экономику с бизнесом к краху. В частности, из-за метрологической недостоверности контроля характеристик отечественной продукции ее российские сертификаты и подтверждения соответствия не будут восприниматься за рубежом и на внутреннем рынке, что приведет к дальнейшему увеличению импорта и вытеснению наших товаров. Поэтому многие российские предприятия могут обанкротиться.

Назад, к стандартам

Выход видится в восстановлении обязательности применения всего комплекса существующих ГОСТов в области метрологии и единства измерений. Они проверены многолетней практикой и удовлетворяют международным требованиям. Но потребуется некоторая их корректировка.

Стандарты, как и эталоны, согласно ст. 71 Конституции РФ, отнесены к предметам федерального ведения, и по ним должны быть приняты федеральные законы, обязательные для исполнения. Однако обязательность применения стандартов, как и сам Закон "О стандартизации", в нарушение Конституции были ликвидированы Законом "О техническом регулировании", весьма сомнительным, что отмечалось выше, с точки зрения конституционного права.

Поэтому регламентировать правоприменение и разработку ГОСТов в области метрологии можно принятием рамочного федерального закона с условным названием "Государственная эталонная база для поверки средств измерений". Тем самым не только будут соблюдены нормы Конституции, но и сохранено в стране международное единство измерений, которое, согласно международным соглашениям, Россия поддерживает уже более сотни лет.

Экономика Отрасли Промышленность Власть Работа власти Госуправление Правительство Минпромторг Росстандарт Бизнес - Главное Реформа технического регулирования
Добавьте RG.RU 
в избранные источники