28.08.2007 09:31
    Поделиться

    Интервью с председателем правительства Виктором Кокшаровым

    Областной премьер определяет приоритеты

    Анализировать первые успехи и неудачи, начинать критиковать или хвалить нового руководителя принято не раньше, чем через сто дней, проведенных им на своем посту. Новому председателю Свердловского правительства Виктору Кокшарову до ста дней еще далеко. Но от этого беседа с ним в Уральском региональном представительстве "Российской газеты" не стала менее содержательной, а вопросы журналистов - менее острыми.

    Российская газета | Раньше, в бытность министром международных и внешнеэкономических связей, вам, наверное, чаще приходилось бывать за границей, чем в отдаленных районах Свердловской области. В последнее время вы очень много ездите по области. Скажите, разница между нашей глубинкой и зарубежной большая?

    Виктор Кокшаров | На самом деле все члены областного правительства раз в месяц обязательно выезжают в муниципальные образования. Поэтому знакомство с жизнью глубинки и прежде было, но сравнительно поверхностное. Сейчас, конечно же, в суть проблем приходится вникать глубже. Что касается отличия от заграницы, то особенно бросается в глаза отставание нашей инфраструктуры, качество дорог. У нас, к сожалению, не такая "лубочная" картинка, какой выглядит глубинка Франции или Германии. Хотя, если честно, и там есть свои дыры, которые они стремятся не афишировать.

    РГ | Погрузившись в жизнь области, какие основные проблемы вы для себя выявили?

    Кокшаров | Есть ряд острых вопросов, которые нужно решать в первую очередь. Прежде всего, это развитие жилищно­коммунального хозяйства. К сожалению, сейчас данная отрасль в нашей области, да и в целом по России, переживает далеко не лучшие времена: изношены сети, большие долги перед поставщиками энергоресурсов, неэффективно работают муниципальные предприятия. У нас до сих пор в этой сфере не проведен серьезный технический и финансовый аудит. В результате, к примеру, котельные в ряде мест работают на 30 процентов от своей мощности.

    РГ | Недавно на совещании по этой проблеме с главами муниципальных образований вы заявили, что область не станет покрывать их долги, а деньги из областного бюджета муниципалитеты будут получать только на развитие. Разъясните, пожалуйста, свою позицию.

    Кокшаров | Мы иногда спорим с депутатами Законодательного собрания и не всегда понимаем друг друга. Они говорят: нужно деньги дать социально незащищенным слоям населения. Мы даем, и по этому показателю - социальным расходам на душу населения - Свердловская область сегодня лидирует среди субъектов Уральского федерального округа, пропуская вперед лишь Тюменскую область с ее нефтяными месторождениями. Но, согласитесь, если мы будем безмерно увеличивать социальные расходы, превратим областной бюджет в собес. А нам нужно еще строить дороги, малый бизнес поддерживать, сельское хозяйство развивать. Поэтому приоритетом для Свердловской области считаем развитие.

    РГ | А как вы оцениваете современные межбюджетные отношения на уровне "субъект Федерации - муниципалитет"?

    Кокшаров | В целом они достаточно сбалансированы. Да, есть ряд территорий, где хорошо развивается промышленность, которые недовольны методикой межбюджетных трансфертов, тем, что область забирает полностью налог на прибыль. Но у нас есть и механизм стимулирования тех муниципальных образований, которые перечисляют больше средств по налогам. Но денег, как говорится, много не бывает.

    РГ | Да, причем муниципалитеты всегда недовольны областью, а область - Москвой…

    Кокшаров | Надо просто активней работать с федеральной властью. Мы отдаем Федерации налог на добавленную стоимость, отдаем часть налога на прибыль, а у себя на территории имеем возможность оставлять 17,5 процента. Здесь жаловаться нечего - это единая, общегосударственная система. Федерация, в свою очередь, за счет профицита бюджета оказывает помощь своим субъектам. Скажем, только на дороги мы получили нынче 1 миллиард 200 миллионов рублей. Чтобы претендовать на такую помощь, следует представить проработанный проект, прошедший государственную экспертизу. Сотрудничать надо на всех уровнях, должен быть диалог. Иначе любой человек, наделенный властью, всегда будет виноват в глазах общественности, на каком бы уровне он ни находился.

    РГ | Одним из важных достоинств руководителя вашего ранга считается наличие некоего лоббистского ресурса. Скажите, он у вас есть, есть связи, позволяющие отстаивать интересы нашей области в столице?

    Кокшаров | Главный лоббист у нас - губернатор, он фигура федерального масштаба. Я тоже стремлюсь налаживать конструктивное сотрудничество с федеральным центром. Повторюсь, чтобы достичь желаемого результата, следует чаще встречаться с федеральными руководителями, настойчиво представлять экономически обоснованные проекты, способные принести выгоду. Например, недавно я встречался с федеральным министром экономического развития Германом Грефом. Итог такой: мы готовим предложения в проект решения правительства Российской Федерации о создании в Верхней Салде кластера "Титановая долина". Его цель - привлечь западные компании к созданию на Среднем Урале современного производства готовых титановых продуктов для двигателей - авиастроения, космоса, медицинской промышленности и других отраслей.

    РГ | А как выстраиваются у областного правительства отношения с частным бизнесом?

    Кокшаров | Мы ведем диалог, понимая необходимость поддержки бизнеса со стороны областного правительства - в том, что касается выделения земли, подключения к электросетям, решения каких­то вопросов на уровне Федерации. Но только там, где интересы частного бизнеса не противоречат интересам социально­экономического развития области. Побуждаем собственников предприятий выделять средства на социальные проекты. Промышленники понимают: если они перестанут тратить средства на своих рабочих, на поддержание социальных объектов, которыми пользуются их семьи, останутся без квалифицированного персонала. А у нас в области с этим - серьезная проблема.

    РГ | Меняется ли как­то ситуация с тем, что крупнейшие налогоплательщики регистрируются за пределами области?

    Кокшаров | Губернатор обратился по этому вопросу к президенту. Сегодня 18 крупных холдингов, работающих на Среднем Урале, зарегистрированы в Москве и Санкт­Петербурге. Мы практически не можем отслеживать результаты их деятельности. От холдингов, где предприятия, расположенные на территории Свердловской области, зарегистрированы не в качестве отдельных акционерных обществ, а филиалов, получаем гораздо меньше налогов, чем должны бы. Необходимо изменить налоговое законодательство: где деньги зарабатываешь, там налоги и платишь. И мы предложили такой механизм.

    РГ | Назовите, пожалуйста, основных плательщиков - предприятия, наполняющие областной бюджет.

    Кокшаров | Основные налогоплательщики у нас - это, конечно, крупнейшие металлургические холдинги: УГМК, Трубная металлургическая компания, ЕвразГруп, Русал, предприятия машиностроения - Уралвагонзавод, Уралэлектротяжмаш, Уралмаш. К бюджетообразующим я бы также отнес и наши финансовые структуры: СКБ­банк, УБРиР, Губернский банк.

    РГ | Какие приоритетные для области проекты вы могли бы выделить?

    Кокшаров | Их множество. Назову реконструкцию конвертерного и колесо­бандажного производств Нижнетагильского металлургического комбината. Перспективно строительство электросталеплавильных мощностей в Ревде, Березовском, Нижних Сергах, Серове. В результате область выйдет на небывалый для себя уровень производства стали - 14 миллионов тонн в год. Есть проекты, связанные с металлообработкой: метизное производство создается в Березовском, Северский и Синарский трубные заводы готовятся к выпуску новых прогрессивных изделий.

    Интересен проект создания двух мощных холдингов - фармацевтического и по изготовлению медицинской аппаратуры. Скоро будет пущен первый в России завод по производству генноинженерного человеческого инсулина. Это стратегически важный для России проект, потому что сейчас в поставках этого лекарства мы полностью зависим от Запада. С компанией "Итера" договариваемся о реализации большого проекта по деревообработке, с УГМК ведем диалог о создании мощного целлюлозно­бумажного комбината.

    В связи с бумом строительства в нашей области ощущается дефицит стройматериалов. В ближайшие четыре­пять лет необходимо в три раза увеличить мощности по производству цемента. Нужно построить и современный завод по выпуску оконного стекла. Чтобы стимулировать инвесторов, предусмотрели определенные изменения в областном законодательстве. В частности, нынче вступил в силу областной закон о государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности.

    РГ | А как промышленный потенциал области оценивают зарубежные партнеры?

    Кокшаров | Очень высоко. Буквально за час до нашей беседы я встречался с руководителями крупнейшей машиностроительной и станкостроительной фирмы, оборот которой превышает полтора миллиарда долларов в год - MAG Industrial Automation Systems (MAG IAS). Они заявили, что чувствуют огромный потенциал Свердловской области.

    РГ | Но они заинтересованы в нас, главным образом, как в потребителях своей высокотехнологичной продукции и экспортерах металлов?

    Кокшаров | Не только. Они понимают: чтобы занять необходимую нишу на нашем рынке, надо не просто поставлять продукцию, но и производить ее на месте - развивать совместные производства. Потому что, если они этого не сделают, это сделают их конкуренты. Политика правительства Свердловской области выстроена сегодня таким образом, чтобы оказывать поддержку именно развитию совместных производств.

    РГ | Произойдет ли кардинальный сдвиг в структуре областной экономики? Металлургия по­прежнему останется доминирующей или приоритеты будут смещаться в сторону высоких технологий?

    Кокшаров | Безусловно, такое смещение уже происходит. Повышается степень переработки металла. Мы делаем все, чтобы экспортировать готовые продукты. К примеру, раньше
    ВСМПО производило в основном необработанный титановый прокат, то есть поставляли на Запад… "чушки". А там снимали стружку - в прямом и переносном смыслах. Во­первых, это ценнейшее сырье, которое назад в Россию не возвращается, во­вторых, высокую прибыль, как известно, получает производитель конечной продукции. Сейчас мы стремимся делать все, чтобы прибыль эту получали уральские предприятия.

    РГ | В свете новых задач, в составе правительства Свердловской области ожидаются какие­то перемены?

    Кокшаров | Перемены происходят всегда и везде, но они должны быть эволюционными. Никаких революционных перемен в составе правительства не будет: это слаженная команда, которая достаточно успешно провела Свердловскую область через бурные водовороты 1990­х годов и имеет видение дальнейшего развития. Перемены в составе команды могут быть связаны с новыми задачами либо с естественным процессом обновления, поскольку на государственной службе, в соответствии с законом, человек не может находиться, если он старше 65 лет.

    РГ | Каковы ваши первые впечатления в новой должности? Тяжела шапка Мономаха?

    Кокшаров | Тяжела. Главным образом потому, что поступает огромный объем информации. Плюс необходимость оперативно принимать решения по самому широкому кругу вопросов. Бывает и физически непросто, когда работать приходится по и более, шесть дней в неделю (по выходным мы обязательно выезжаем в какое­либо муниципальное образование).

    РГ | При такой интенсивной нагрузке что есть радость?

    Кокшаров | Радость - когда видишь, как что­то решается, жизнь налаживается. Даже в прежде депрессивных, отсталых муниципальных образованиях чувствуется, что настрой людей меняется. Раньше говорили: "На Урале три дыры - Шаля, Гари, Таборы". А там ведь жизнь идет! Моя последняя поездка в Шалю показала: сейчас и там все совсем по­другому - строятся дороги, сельское хозяйство развивается. И это радует: у людей появилась перспектива и уверенность.

    Поделиться