- Мы сегодня беспомощны в борьбе с браконьерами, - признал руководитель Росрыболовства Андрей Крайний после состоявшегося вчера селекторного совещания с "рыболовными чиновниками" и учеными Камчатки и Сахалина. В разгаре лососевая путина, "легальные" рыбаки выловили уже более 255 тысяч тонн горбуши, кеты, нерки, кижуча.
Это количество не покрывает потребностей российского рынка. Но путина продлится еще месяц, и к тому же "нелегальные" рыбаки возьмут, по предположению Андрея Крайнего, еще 150 тысяч тонн лосося.
Правда, браконьеров часто интересует только икра. Ее выгоднее перевозить на большие расстояния - вес сравнительно невелик, а стоит дорого. Поэтому вспоротую рыбу преступники бросают обратно в реку, и она разлагается, лежа на дне в два-три слоя. В результате экологической катастрофы численность лососей сокращается. Покупатели остаются без рыбы. А государство - без поступлений в бюджет.
При этом воспроизводством лососевых занимаются в основном госпредприятия, выпуская сотни миллионов мальков в реки. Если бы не эта работа, то в нынешнем году, возможно, у аквакультурной норвежской семги и форели не было бы сравнительно дешевых и полезных "диких" конкурентов. Дело в том, что сейчас на нерест заходит рыба 2005 года рождения. Его специалисты называют самым черным для красной икры. Считается, что тогда нерестовые реки остались без федеральной охраны и браконьеры беспрепятственно устроили варварское уничтожение рыбы. К тому же это был так называемый "нелососевый" год. Обычно они чередуются с "лососевыми", когда в реки заходят многочисленные стада.
Таким изобильным был 2006-й - рыбаки добыли более 290 тысяч тонн рыбы. Нынешний же сезон, теоретически плохой для рыбаков, может принести абсолютный рекорд добычи лососевых. До конца путины остался еще примерно месяц, и объем вылова пока не ниже того, что был на это время в прошлом году.
Андрей Крайний связывает этот успех не только с обилием рыбы в море, но и с деятельностью своего ведомства по организации путины. "Все рыбаки говорят, что мы гораздо оперативнее работаем в этом году, документы быстрее проходят согласования, - заявил руководитель Росрыболовства, - но в то же время становится понятно, что дальше общедопустимыми уловами пользоваться нельзя".
Общедопустимые уловы (на рыбацком сленге - ОДУ) - это едва ли не главная цифра для рыбаков. Она диктует, сколько и каких видов морепродуктов можно выловить в текущем году. Ученые отраслевых региональных институтов определяют ее в мае и отправляют на утверждение в Москву. Бумаги гуляют по кабинетам, а ситуация в море меняется. Андрей Крайний утверждает, что при нынешнем тощем финансировании науки определение ОДУ больше похоже на гадание на кофейной гуще. Он, однако, не предлагает идти путем увеличения расходов на исследовательскую деятельность, а считает возможным решать, сколько и чего ловить, облетая на самолете стада горбуши, кеты и другой рыбы, собравшиеся в море перед нерестом. "Тогда не будет ситуации, когда рыба в изобилии заходит в реку и начинается замор, а мы бегаем с бумажками по всем кабинетам, пытаясь разрешить ее ловить", - полагает руководитель рыбного ведомства.
А чтобы меньше рыбы доставалось браконьерам, Андрей Крайний предлагает поручить и разведение лососевых, и охрану нерестовых рек одному ведомству - "Росрыболовству". "К сожалению, сегодня охраной реки не занимается ни одно федеральное ведомство, - заявил он. - Поэтому с 2005 года браконьерство цветет махровым цветом".
Эти предложения руководителя федерального агентства по рыболовству наверняка будут обсуждаться на заседании расширенного президиума Госсовета, который состоится в последних числах месяца в Астрахани и будет посвящен проблемам рыболовства и рыбоводства. И, судя по всему, они вызовут немало споров. Определение допустимых уловов с самолета предоставит колоссальные возможности приморским регионам распоряжаться рыбными ресурсами, которые по закону принадлежат всей стране. А соединение воспроизводства рыбных запасов и их охраны под крышей одного ведомства требует пересмотра результатов административной реформы, отмечают эксперты.
Как бы то ни было, ничего нового не произойдет на берегах нерестовых рек до конца путины-2007. А значит, и в 2009 году рыбаки и потребители рыбы будут зависеть от того, кто сейчас проделает больший объем работы - рыбоводы или браконьеры.