29.08.2007 03:30
    Поделиться

    Расистские высказывания латвийского неонациста приравнены к свободе слова

    "Такое не должно происходить в современной Европе! Это позор для Латвии" - с такими словами из здания рижской прокуратуры выходили люди, следившие за делом латвийского неонациста Андриса Йорданса.

    Но произошло невероятное. В стране, которая входит в Евросоюз и где гордятся своими демократическими традициями, был оправдан радикал, публично призывавший уничтожать людей другой национальности.

    "Если бы мне довелось служить в нацистских войсках, то я обязательно бы участвовал в карательных операциях", - заявил Йорданс во время теледискуссий по поводу очередного шествия легионеров в латвийской столице. Его выступление было заснято на видеокамеру. Скандальная пленка стала одним из оснований для заведения уголовного дела против неонациста. "Слова, произнесенные Йордансом, возмутительны и недопустимы. Но еще более возмутительно решение прокурора Иевы Гаранчи о закрытии уголовного дела", - заявил "РГ" депутат рижской Думы Виктор Глухов, который лично присутствовал на скандальной теледискуссии. И инициировал иск против неонациста.

    Но, как выяснилось, дело было закрыто в связи с тем, что в нем не было состава преступления. На первый взгляд выглядит абсурдным, но прокурор Гаранча посчитала, что фразу Йорданса: "Евреи и цыгане - они недочеловеки, поэтому их нет в нашей организации" нельзя считать действием, которое осознанно направлено на разжигание национальной вражды. Так же, как нельзя признать разжиганием национальной вражды слова неонациста о желании "поучаствовать в уничтожении людей" другой национальности.

    По словам представителя судебной системы европейской страны, оказалось, что юношу подвели к подобным заявлениям сами организаторы дискуссии. Мало того, что тот был вынужден "отвечать на тенденциозные вопросы", так ему еще "не дали возможности пояснить свое мнение". Плюс языковой барьер - разговор шел на русском языке, который окончательно смутил "неплохого молодого человека".

    "Андрис Йорданс просто выражал свои взгляды, таким образом реализуя права индивида, предусмотренные конституцией и нормами международного законодательства. А именно Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод. Таких, как свобода мнений и распространения информации",- пояснила свое решение закрыть скандальное дело прокурор.

    С таким подходом к откровенно неонацистским взглядам категорически не согласен истец Глухов. "Подобная позиция официального лица Латвии зажигает "зеленый свет" распространению неонацизма и ставит диагноз нашему государству, которое сначала взрастило подобную молодежь, а сейчас берет под свою опеку. И страшно и противно", - поделился впечатлениями латвийский депутат Глухов, отвечая на вопросы "РГ".

    В ближайшие дни он намерен подать прошение о пересмотре дела в генеральную прокуратуру Латвии. Впрочем, подобная юридическая слепота в сочетании с откровенными демагогическими рассуждениями о свободе слова вполне объяснима. Равно, как и сожаление "хорошего молодого человека", что он лишен возможности стать членом карательных отрядов.

    Национализм, граничащий с расизмом, похоже, в определенных политических кругах Латвии становится "хорошим тоном". На днях депутат сейма Юрис Добелис предложил присвоить бывшим бойцам двух дивизий Латышского легиона "Ваффен СС" статус "борцов за свободу и независимость республики". В настоящее время подобный статус есть только у национальных партизан - "Лесных братьев", которые воевали с Советской армией и после того, как закончилась Вторая мировая война. Добелис полагает, что ежегодно из государственного бюджета нужно выделять средства, чтобы на всей территории страны установить памятные знаки "национальным борцам, которые погибли за Латвию". С этой идеей он собирается обратиться и к депутатам сейма в ходе осенней сессии парламента. К числу таких "национальных борцов", которые сегодня ведут борьбу за чистоту национального состава республики, и принадлежит Андрис Йорданс. А его идеологические покровители, как видно, есть и в органах латвийской прокуратуры.

    Поделиться