"Иран решил все вопросы с Международным агентством относительно экспериментов с плутонием, и МАГАТЭ рассматривает эту тему как закрытую", - говорилось в документе. Теперь результаты соглашения войдут в доклад по Ирану, который гендиректор МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи представит в сентябре Совету управляющих агентства.
Подписание соглашения означает признание ведомством аль-Барадеи достоверности ранее сделанных Ираном заявлений о "мирных экспериментах с плутонием", проводимых Тегераном.
Единственным нерешенным вопросом в отношениях Ирана с международным сообществом остается решение этой страны проводить промышленное обогащение урана. Тем не менее МАГАТЭ согласовало с Тегераном "план дальнейших действий", где, в частности, идет речь о порядке инспекций подземного комплекса в Натанзе, где проводится обогащение урана. МАГАТЭ должно подготовить перечень всех "остающихся открытыми вопросов по данной теме" к 31 августа.
О значении соглашения говорит тот факт, что "эта тема", которую две стороны хотят поскорее "закрыть", вот уже много лет остается одной из наиболее проблемных в отношениях между Ираном и внешним миром. Именно нежелание Тегерана долгое время сотрудничать с МАГАТЭ вывело из себя администрацию президента США Джорджа Буша. И вынудило американского лидера резко "радикализировать" политику Вашингтона в отношении Тегерана.
Действительно, до недавнего времени диалог иранцев и Запада напоминал общение между слепым и глухим. Евросоюз и США в разной тональности постоянно обвиняли Тегеран в том, что его ядерная программа ставит целью создание ядерного оружия.
В итоге Совет Безопасности ООН с целью подтолкнуть Тегеран к сотрудничеству с МАГАТЭ в разное время принял две резолюции, которые налагали на Иран экономические санкции.
Впрочем, оптимистичную точку в отношениях МАГАТЭ и Ирана ставить рано. На прошлой неделе Би-би-си сообщило о том, что "как минимум на трех секретных объектах Ирана все же проводятся ядерные разработки в военных целях".