Пожарные не хотят открывать белгородские школы к 1 сентября

В четырех школах области начало учебного года может быть отложено на неопределенный срок. Причина тому - принципиальная позиция инспекторов Госпожнадзора.

Сегодня, в условиях ужесточения самых различных нормативов и требований, школам приходится в срочном порядке реконструировать, а где и создавать с нуля, пожарные щиты, гидранты, закупать огнетушители и так далее. Тем более, что спасатели с инспекционными проверками в школы и детсады заглядывают постоянно. Так, в Белгородской области только с начала этого года сотрудники МЧС провели почти две с половиной тысячи мероприятий по контролю над соблюдением требований пожарной безопасности во всех образовательных учреждениях. Часть должностных лиц, попавшихся на нарушениях, привлекли к ответственности - в общей сложности, в казну нерадивые руководители перечислили около полумиллиона рублей в виде штрафов. 12 материалов инспекторы направили в суд, предложив в административном порядке приостановить деятельность объектов, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Сейчас же, в преддверии 1 сентября, отношение у спасателей к школам и вовсе особенное. Проверки идут одна за другой. Большинство школ, детских садов и ссузов к началу нового года готовы, выявленные нарушения, как правило, не так уж злостны и устранению подлежат. Вместе с тем, есть и заведения, куда, по мнению проверяющих, учащихся пускать не следует - слишком безответственно здесь подходят к организации безопасности учебного процесса.

Пока в этом "черном" списке четыре школы. Две находятся в Белгороде - это лицей 9 и школа 16. И две в Губкинском районе - начальная школа в Загорном и средняя - в Морозово. Нарушений везде масса, и, по прогнозам инспекторов Госпожнадзора, за неделю все их устранить вряд ли возможно. Так, в лицее отсутствуют поэтажные двери, отделяющие коридор от лестничных клеток, в подвале хранятся горючие материалы, кое-где установлены деревянные перегородки, пожарный водопровод неисправен. Плюс ко всему прочему двери запасных выходов закрыты на ключ изнутри, на окнах "глухие решетки". Такое же гигантское количество несоответствий существующим требованиям и в остальных упомянутых учебных заведениях.

К шестнадцатой же школе, случись трагедия, даже спецтехника не подъедет. А если подъедет, то не сможет воспользоваться гидрантом. Именно этот вопрос стал камнем преткновения в споре между администрацией заведения и инспекторами.

- Мы со всеми претензиями полностью согласны, - рассказывает директор школы Тамара Шманенко, - но дело в том, что здесь проблема, решение которой от нас не зависит. Двери главного входа - именно здесь находится гидрант - выходят на улицу Октябрьская. Земля вокруг не является собственностью школы, поэтому с юридической точки зрения мы не можем говорить, что имеется подъезд для пожарной машины. Вопрос этот мы пытаемся решить с 1994 года. В настоящее время дело сдвинулось с мертвой точки, власти города пошли нам навстречу, и сейчас идет оформление земли в собственность. Думаю, что к началу сентября все документы будут в порядке и пожарный надзор подпишет акт приема.

В селе Морозово Губкинского района все не так гладко. В здании школы отсутствует эвакуационное освещение, наружные лестницы перед входами в здание не оборудованы ограждениями, двери кабинетов выполнены открывающимися в коридор (это уменьшает ширину пути эвакуации), тамбур запасного выхода больше напоминает гардеробную - здесь устроены вешалки для одежды. Гидрант, правда, есть. Вот только найти его проверяющим оказалось проблематично - необходимые указатели отсутствуют.

- Свои запасы воды пожарная машина расходует за три-пять минут, - говорит начальник отдела пропаганды и связей с общественностью областного ГУ МЧС Леонид Кузьмицкий, - нужен другой, постоянный источник. Бывает так, приехали спасатели, а гидранта нет или доступ к нему отсутствует. Виноваты же в итоге пожарные: мол, опять приехали без воды.

При проверках пожарные всегда обнаруживают практически одни и те же нарушения: пути эвакуации захламлены, на нижних этажах стоят нераспашные решетки, дежурные по школе и вахтеры не знают, по какому номеру телефона звонить для вызова пожарной команды.

- Что же касается этих четырех объектов, - продолжает Леонид Кузьмицкий, - то вопрос об их открытии к первому сентябрю будет решаться в индивидуальном порядке на заседании областного совета безопасности. Лично я не думаю, что руководству этих образовательных учреждений удастся к первому сентября привести школы в соответствие с нашими требованиями. С одной стороны, автоматическая система оповещения необходима, с другой - мы понимаем, что это дорого и сразу везде она появиться не может.

Необходимость повсеместной установки в школах пожарной сигнализации понимают и чиновники. На днях руководитель областного департамента образования, культуры и молодежной политики Юрий Коврижных заявил, что обеспечение безопасности учащихся должно стать одним из важнейших направлений работы его ведомства. "Системы автоматического оповещения о пожаре будут установлены во всех школах региона в течение ближайших трех лет", - отметил Юрий Васильевич.

Однако перспективы перспективами, а уроки в школах начнутся уже с понедельника. Главный вопрос, насколько это соотносится с планами местного ГУ МЧС. На днях ведомство распространило заявление, в котором отмечается, что позиция органов государственного пожарного надзора в этом вопросе однозначна: до полного устранения всех нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью людей и их эвакуации в случае трагедии, инспекторы объект не примут.

комментарий

Сергей Белоусов, начальник отдела государственного пожарного надзора города Белгорода:

- В настоящее время в городе реализуется целевая программа по обеспечению безопасности и охраны жизни и здоровья белгородцев. В рамках ее предусмотрен отдельный раздел "Мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности". В число социально-значимых объектов, на которые будут выделяться бюджетные деньги, вошло и 108 образовательных учреждений - это городские школы и ДОУ. Действие программы рассчитано до 2011 года. Часть средств уже освоена, и мы даже ставим вопрос об увеличении финансирования.