Самым грандиозным проектом последних лет, безусловно, должен стать нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Ввод в строй первой очереди нефтепровода, который протянется от города Тайшет в Иркутской области до Сковородино в Амурской, намечен на конец 2008 года. "По ВСТО мы прошли уже более 1130 километров, и работа сейчас идет по всем без исключения участкам маршрута, - заверил Вайншток. - Это Якутия, Амурская и Иркутская области. Так что здесь у нас все идет нормально".
Вместе с тем, в "Транснефти" уже сегодня готовы приступить ко второму этапу работы, который предполагает продолжить нефтепровод от Сковородино к берегу Тихого океана. Проект ВСТО предполагает строительство нефтеналивного терминала в бухте Козьмино на Тихоокеанском побережье. По словам Вайнштока, его компания готова приступить к проектированию этого маршрута и только ждет решения правительства.
Зато проектирование второй очереди Балтийской трубопроводной системы уже окончено. Теперь "Транснефть" ожидает итоговую экспертизу проекта, после чего, как отметил ее глава, "нужно будет принимать решение относительно направления и качественных характеристик нового направления". Как известно, проектная мощность БТС-2 составляет 50 миллионов тонн нефти в год, которая пойдет на российский порт Приморск, а дальше - танкерами к покупателям. Ко всему, введение в строй второй очереди позволит перенести часть транзита нефти из Белоруссии и в будущем избежать конфликтов, которые уже случались с Украиной и Минском.
"Что касается Каспийского трубопроводного консорциума и трубопровода Бургас-Александруполис, то как по тому, так и по другому проекту у нас есть прорывные решения, - заявил Вайншток. - Нормальное поступательное движение уже сегодня наблюдается, что дает нам основания думать, что мы в конечном счете победим".
Эти два нефтепроекта так или иначе друг с другом взаимосвязаны. Нефтепровод Бургас-Александруполис позволит российской нефти поступать в Южную Европу в обход проблемного турецкого пролива Босфор. В свою очередь в Бургас российская нефть будет поступать танкерами из терминала в Новороссийске, являющегося частью КТК. Сейчас через каспийскую систему прокачивается всего 22-23 миллиона тонн нефти в год при проектной мощности 67 миллионов.