30.08.2007 01:40
    Поделиться

    Министр образования Подмосковья: В области есть стимул учить и учиться

    В Московской области есть стимул учить и учиться
    Что ждет школьников Подмосковья в новом учебном году? С каким настроением войдут в класс учителя? Появятся ли у них новые стимулы к работе? На эти и другие вопросы корреспондента "РГ" ответила министр образования правительства Московской области Лидия Антонова.

    Российская газета: Лидия Николаевна, в прошлом учебном году в Подмосковье было 570 тысяч школьников, в этом - 560 тысяч. Неужели и дальше число учеников в Подмосковье будет сокращаться?

    Лидия Антонова: Со старшими классами последствия "демографической ямы" еще не преодолены. Зато в первый класс придут более 57 тысяч первоклассников - на 3,5 тысячи больше, чем в предыдущем учебном году. Надеемся, что в дальнейшем число школьников еще увеличится, ведь люди охотно приезжают в Подмосковье, растет и рождаемость. Поэтому надо работать на перспективу. В этом году вводим в строй 13 детских садов на 1991 место и 14 общеобразовательных школ на 8469 ученических мест. На четверть больше, чем в прошлом году. 1 сентября впервые распахнут двери 6 новых школ и 2 детских сада в Балашихе, Лобне, Химках, Красногорском, Подольском и Наро-Фоминском районах.

    РГ: Не получается ли так, что новые школы и детские садики выглядят как "с иголочки", а в уже существующих и крыши текут, и по лестнице опасно ходить?

    Антонова: Судите сами. Капитальный ремонт проведен в 472 школах и 503 детских садах. Только в этом году реконструировано 38 муниципальных образовательных учреждений: 23 школы, 12 детских садов, 3 учреждения дополнительного образования детей. Еще в 2,5 тысячи учреждениях различных типов и видов этим летом сделали косметический ремонт. На это из бюджетов всех уровней потрачено 3 345 183,8 тысячи рублей. И 206 миллионов рублей пошло на ремонт областных учреждений начального, среднего и высшего звена.

    РГ: Вопрос, который волнует всех родителей: обеспечена ли полная безопасность детей в школах?

    Антонова: Область на это денег не жалеет. В 2007 году для создания безопасных условий пребывания ребят в школах и училищах из бюджета было выделено 1417649,1 тысячи рублей. Скажем, если в прошлом году пожарная сигнализация стояла в 871 образовательном учреждении, то сейчас - более чем в 2 тысячах. Если прежде многие школы были связаны "тревожной кнопкой" с ЧОПами, которые в случае экстренной ситуации не могли оперативно принять необходимые меры, то сейчас во всех образовательных учреждениях связь установлена исключительно с милицией. К тому же в начале учебного года в школах области проходит "Месячник безопасности". Ребята узнают, как вести себя в нестандартной ситуации и даже могут закрепить знания на практике: тренировки проводятся ежемесячно.

    РГ: В области готовят учителей 3 вуза и 6 колледжей...

    Антонова: Ежегодно они выпускают 1,5 тысячи специалистов.

    РГ: Насколько я знаю, во многих областях большинство свежеиспеченных педагогов предпочитают заниматься чем угодно, лишь бы только не идти в школу.

    Антонова: А в Подмосковье около 60 процентов выпускников встают к доске. Только в этом году в муниципальные образовательные учреждения придут 400 молодых специалистов. За последние 5 лет вакансии учителей сократились в 2,5 раза. Большого дефицита учителей в области нет, хотя, конечно, еще не хватает учителей русского языка и литературы, преподавателей иностранного языка, физкультуры, трудового обучения, воспитателей детских садов. Но постепенно профессии учителя в Подмосковье возвращается престиж. Во многом это происходит благодаря политике областного правительства. Например, выпускники педколледжей получают единовременное пособие в размере 22 тысяч 680 рублей, а окончившие педвуз - 24 тысячи 900 рублей. Потом дополнительно к федеральным льготам и выплатам молодому учителю в течение трех лет к зарплате ежемесячно выплачивают 1000 рублей. К тому же 200 лучших педагогов награждаются именной премией губернатора Московской области в 40 тысяч рублей.

    И национальный проект "Образование" дал новые возможности стимулировать педагогов-новаторов. Учителя станут получать зарплату не за количество проведенных уроков, а за все виды деятельности, включая внеурочную. Чем выше качество обучения и воспитания, чем лучше результат, тем выше и надбавка. Оценивать труд педагогов будут управляющие советы, включающие представителей общественности, родителей. С 1 сентября в школах 15 районов, которые победили в федеральном конкурсе модернизации образования, прибавка к зарплате составит 15 процентов, в других районах - 10. Таким образом, средняя оплата труда учителей региона составит 14-15 тысяч рублей. В 2008 году количество районов увеличится с 15 до 65, а к 2009 году рост заработной платы в регионе составит до 60 процентов. И это не все. 359 учителей Подмосковья, которые становятся ежегодно обладателями президентского гранта в размере 100 000 рублей, получают еще и именную премию губернатора - 60 тысяч рублей. Все участники конкурса в этом году получили для своих учебных кабинетов современное учебное оборудование. Министерство образования постаралось, чтобы у них были возможности для распространения своего опыта: согласитесь, для учителя крайне важна востребованность.

    РГ: Особенно она велика, наверное, в сельской местности?

    Антонова: Да, не случайно наши лучшие школы становятся интеллектуально-культурными центрами на селе. В Турово Серпуховского района школа работает и как библиотека, спортивный комплекс, Дом культуры. Такие центры действуют и в Коломенском районе. Липицкая школа Серпуховского района, которая также решает проблему семейного досуга, признана в прошлом году лучшей в рамках приоритетного национального проекта. Надеюсь, таких универсальных школ у нас станет больше.

    РГ: Вряд ли школа может считаться интеллектуальным центром, если у ее учеников нет доступа к Интернету. Многие подмосковные школьники об этом только мечтают.

    Антонова: Уровень информатизации областной системы образования выше среднего показателя по стране: 1 компьютер в школах приходится на 34 ученика, в училищах - на 15 учащихся, в вузах - на 17 студентов.

    В июле в этого года в областную целевую программу "Развитие образования в Московской области" были внесены изменения, стоимость которых на ближайшие четыре года составляет 550 миллионов рублей. На эти деньги переоснастим компьютерный парк, закупим лицензионное программное обеспечение. В общем, завершается подключение всех школ области к сети Интернет.

    РГ: Порой ученики владеют компьютерной грамотностью лучше учителя...

    Антонова: Чтобы не было таких перекосов, сейчас внедряем модель системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего образования. Всего будет 24 центра. Уже состоялась презентация Регионального координационного центра на базе Московского государственного областного университета. Интернет становится для наших педагогов привычным педагогическим инструментом.

    РГ: А результатами Единого государственного экзамена вы довольны?

    Антонова: Вполне. В этом году 47 789 человек проходили государственную аттестацию в форме ЕГЭ по 9 общеобразовательным предметам. На "4"и"5"русский язык сдали 53 процента ребят, математику - 73 процента, физику - 54 процента, историю России - 52 процента, химию - 47 процентов, обществознание - 60 процентов, географию - 29 процентов, биологию - 63 процента, литературу - 34 процента. Хорошие результаты. Доля учащихся, сдающих ЕГЭ, будет расти - с 2009 года этот способ итоговой государственной аттестации станет штатным, так установлено законом.

    РГ: Порой даже тот, кто блестяще сдал ЕГЭ, не в состоянии легко усваивать вузовский материал...

    Антонова: Чтобы избежать этого, активно разрабатываем сопряженные программы "школа-вуз" и "ссуз-вуз". Зачастую выпускники колледжей продолжают обучение в профильном вузе по сокращенной программе. Сейчас, когда в вузах сокращается число бюджетных мест, для многих ребят единственная возможность получить высшее образование - пересесть на студенческую скамью из-за парты колледжа. Кстати, 30 учреждений среднего профессионального образования в Подмосковье готовят не только воспитателей детских садов и учителей начальных классов, но и юристов, экономистов и многих других востребованных специалистов.

    РГ: Сейчас в дефиците слесари и токари...

    Антонова: ...а также повара, парикмахеры, швеи. Эти и другие специальности можно получить в 101 учреждении начального профессионального образования, подведомственных министерству образования Московской области. Постепенно будем увеличивать их число по самым востребованным профессиям.

    РГ: Учителя вы заинтересовали лучше работать. А есть ли какой-нибудь стимул у школьника и студента лучше учиться?

    Антонова: Тысяча лучших школьников и студентов ежегодно получают стипендию губернатора Московской области за успехи в области науки, искусства и спорта. Размер этого поощрения - 2000 рублей ежемесячно. Обладателями стипендии становятся победители предметных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства для учащихся учреждений начального профессионального образования, победители всероссийских и международных конкурсов в различных видах искусств. Установлены ежегодные стипендии "Подмосковье" для 150 студентов вузов и 100 научных грантов для студентов, аспирантов и докторантов. Молодежь поддерживает и бизнес. Так, фонд "Абсолют-помощь" установил целевые стипендии для ребят из сельской местности: 140 для школьников и 140 для учащихся учреждений начального профессионального образования и ссузов.

    Согласитесь, в области есть стимул учить и учиться.

    Поделиться