Как уже сообщала "Российская газета", под Екатеринбургом, вблизи от места захоронения ныне канонизированной семьи Романовых, обнаружены останки предположительно детей последнего российского императора - царевича Алексея и княжны Марии. Найденные обожженные кости, пули и остатки фарфоровой посуды, в которой, по-видимому, хранили кислоту, послужили основанием для продолжения расследования "царского" уголовного дела, возбужденного Генпрокуратурой в 1993-м и прекращенного в 1998 году.
Уральские археологи и историки давно знали, где и что искать. Еще в конце девяностых, после перезахоронения останков девяти членов семьи последнего российского императора в Санкт-Петербурге, они заявляли: цесаревича Алексея и Великой княжны Марии среди покоящихся теперь в Петропавловском соборе нет, но мы знаем, где они могут быть.
Трудность была одна - финансовая. Евгений Курлаев на скудные средства своего Института истории и археологии Уральского отделения РАН каждое лето организовывал поиски останков царевича и княжны. Помогали члены общественного фонда "Обретение", военно-исторического клуба "Горный щит", студенты УрГУ, сотрудники музея памяти Романовых и давний вдохновитель поисков Александр Авдонин. Копали, насколько хватало энтузиазма. Однако серьезную экспедицию смогли организовать только нынешним летом.
Историческая привязка
Поисковики исходили из фактов: после расстрела в Екатеринбурге из подвала Ипатьевского дома большевики вывезли всех, то есть 11 человек. Но в лесу на Старой Коптяковской дороге в 1991 году нашли только девятерых. Где еще двое? Судебно-медицинская экспертиза, которая длилась семь лет, в итоге идентифицировала останки найденных. Получилось, что среди них не было тел 14-летнего царевича Алексея и 19-летней княжны Марии. По данным следствия, большевики специально разделили тела, чтобы количество убитых не совпало, если их когда нибудь обнаружат.
Долгое время историки работали с документами. В рассекреченных бумагах нашли протокол совещания старых большевиков 1934 года. Яков Юровский, руководивший расстрелом и захоронением царской семьи, подробно рассказывал, как все происходило. По этому документу, а также по материалам белогвардейского следователя Соколова было установлено, что после неудачного захоронения в Ганиной яме тела повезли по старой Коптяковской дороге в Поросенков лог. Там в 1918 году тоже не асфальтом было выложено. Значит, решили участники экспедиции, увезти тела далеко большевики не могли, искать надо неподалеку. И не ошиблись. Место нынешнего захоронения оказалось всего в 65-ти метрах от первого, основного.
Методом щупа
Как рассказывает Сергей Погорелов, возглавивший экспедицию, они пользовались двумя методиками: сначала с помощью щупа и металлоискателей обследовали почву на наличие посторонних предметов, а потом поквадратно раскапывали. Поисковик Леонид Вохмяков первым наткнулся на что то своим щупом. "Я почувствовал и услышал характерный звук, какой бывает, когда натыкаешься на кости, - говорит он "РГ". - Саперной лопаткой копнул чуть - действительно, кость. Показал антропологам, и те подтвердили: тазовая кость человека".
Место оказалось на удивление сухим. Заложили раскоп около ста квадратных метров и стали последовательно снимать почвенные слои горизонтами по пять сантиметров.
Артефакты располагались вперемежку на разных слоях: от дерна до самой глубокой точки - ямы под двумя костровищами. Были найдены обгоревшие фрагменты костей и зубов, осколки керамики, железные гвозди, оболочные пули от короткоствольного оружия и даже кусочек ткани.
Осторожные оценки
- Первые обследования показали, что давность захоронения и возраст найденных предметов можно оценивать несколькими десятками лет, - говорит старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН Дмитрий Ражев. - Кости однозначно принадлежат людям, и состояние их позволяет утверждать, что на них было оказано внешнее воздействие. Пули также были найдены в непосредственной близости от фрагментов скелета. Все это документально зафиксировано и снято на видео.
Ученые осторожно заявляют, что найденные останки, скорее всего, принадлежат двум молодым людям, один из которых вообще подросток. Помимо пуль и обломков керамики, очевидно, сосудов с серной кислотой, доказательствами насильственной смерти этих людей могут служить и следы термического воздействия на костях, а также мощный слой древесного угля в захоронении. А близкое расположение второго захоронения от основного и схожесть в обоих найденных предметов позволяют ученым делать предварительный вывод об их связи.
Теперь - экспертизы
Начальник Свердловского областного бюро судебно медицинской экспертизы Николай Неволин утверждает, что лаборатория бюро оснащена всем необходимым для проведения качественных исследований найденных останков. Кости (всего их 44 фрагмента) сохранились плохо, поэтому на антропологические исследования рассчитывать не приходится. Но молекулярно генетический анализ позволит определить с высокой степенью, кому принадлежат останки. Задачу облегчает то, что сохранился платок царевича Алексея с остатками его крови. Царевич болел гемофилией, а это значит, что из найденных останков легко можно будет выделить геном гемофилии, если он там есть.
- Сколько на это уйдет времени, пока сказать сложно, - заявил Николай Неволин. - Всего будет назначено более десяти экспертиз. Для начала прокуратура должна утвердить последовательность работ.
Старший прокурор-криминалист Генпрокуратуры России Владимир Соловьев, который изначально вел дело о расстреле царской семьи, уже побывал в Екатеринбурге. Он и будет вести расследование вновь. Если будет доказано, что останки принадлежат царевичу Алексею и княжне Марии, то сомнения в том, что в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга покоятся именно члены царской семьи, окончательно рассеются.
Напомним: православная церковь официально не признала найденные в 1991 году останки царскими. И сейчас Екатеринбургская епархия заявляет о том, что согласится на это только в случае "однозначной экспертизы". В то же время старший в роду из ныне живущих Романовых князь Николай Романов уже сказал: "Находке уральских археологов следует верить, но необходима тщательная экспертиза. Важно не допустить ошибки".
Иван Плотников, доктор исторических наук, автор монографии "Гибель царской семьи":
- Я уверен: найденные останки принадлежат царевичу Алексею и княжне Марии. Много лет назад в подвале краеведческого музея (который находился напротив дома Ипатьевых) я нашел фотографии, сделанные в Поросенковом логу. На одной из них Ермаков, участник расстрела и захоронения, стоит на мостках, где были потом найдены останки девяти членов императорской семьи. На фотографии белым лоскутком помечено какое то место, а на обратной стороне карточки его рукой неграмотно написано: "Место где сажены романовы". Тогда-то я и предположил, что поиски следует начинать оттуда. Существует как минимум три достоверных источника, которые свидетельствуют о том, что все тела были захоронены в Поросенковом логу. Это так называемая "Записка Юровского" 1920 года, его же воспоминания от 1922 года и стенограмма его выступления перед собранием большевиков в 1934. Все три по существу говорят об одном и том же.