10 отличий нынешних выборов в Госдуму

Принятый в мае 2005 года закон о выборах депутатов Госдумы принципиально меняет ситуацию. Чем же отличаются парламентские выборы-2007 от выборов, которые проходили в декабре 2003 года?

На самом деле отличий немало. Но сначала вспомним, что история Госдумы России началась в 1993 году. Указом президента было утверждено Положение о выборах депутатов Госдумы, в соответствии с которым и проходила избирательная кампания. Срок Думы первого созыва был недолог - всего два года. Выборы депутатов следующих созывов проходили уже по закону, который обновлялся к началу очередной парламентской четырехлетки. Однако главный принцип формирования нижней палаты все эти годы оставался неизменным. За места в Думе боролись избирательные объединения и отдельные кандидаты. Между ними и распределялись по итогам голосования депутатские мандаты: 225 народных избранников проходили в Думу по федеральным спискам избирательных объединений, 225 - от одномандатных округов.

Нынешние выборы будут во многом отличаться от предыдущих. Вот только 10 отличий.

1 Выборы будут проходить исключительно по пропорциональной системе. В стране останется только один Федеральный избирательный округ. Одномандатных округов не будет. Участвовать в борьбе смогут только партии. Победители разделят между собой все 450 депутатских мандатов.

В 2003 году действовала смешанная система. Был один Федеральный округ и 225 одномандатных. К участию в выборах допускались партии, блоки партий (по федеральному избирательному округу) и отдельные кандидаты, выдвигаемые избирательными объединениями или выдвигавшие сами себя (по одномандатным округам).

2 Чтобы пройти в Думу, партия должна получить поддержку как минимум семи процентов избирателей, участвующих в голосовании.

В 2003 году на выборах в Госдуму достаточно было преодолеть пятипроцентный барьер.

3 Участвовать в распределении депутатских мандатов теперь должны как минимум два федеральных списка кандидатов. Если случится, что только одна партия наберет семь и более процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускается также и партия, идущая следом за победителем.

Такой же принцип действовал и на выборах 2003 года, но закон требовал, чтобы мандаты распределялись между тремя федеральными списками.

4 Каждая партия, допущенная к выборам, имеет право повести к заветным мандатам 600 своих кандидатов. Это максимум, что могут включать партийные списки.

В 2003 году партиям разрешалось включать в свои кандидатские списки не более 270 человек.

5 Законодатели позаботились, чтобы интересы будущих депутатов выходили за пределы Садового кольца. Партийные списки требуется разделить на региональные группы, которые должны "охватить" если не всю территорию России, то большую ее часть. В партийном списке должно быть не меньше 80 региональных групп.

На выборах 2003 года достаточно было сформировать из кандидатов семь региональных групп.

6 В общефедеральной, центральной части списка должно быть не более трех фамилий.

В 2003 году во главе партийного списка могла стоять группа из 18 кандидатов.

7 Теперь партии могут включать в свои федеральные списки только своих членов и беспартийных депутатов.

На выборах 2003 года в списки допускались и члены других партий.

8 Кандидаты из партийного списка, имеющие по итогам голосования право на думский мандат, но отказавшиеся от него, останутся в списке. И могут получить мандат позже, если полномочия кого-либо из депутатов, избранных от партии, по какой-то причине закончатся досрочно. Политические партии сами будут решать, кто из их избирательного списка займет место выбывшего.

На прежних выборах "отказники" в Думу уже не возвращались. А на место выбывшего приходил очередник из списка. За этой процедурой следил ЦИК.

9 В декабре 2007 года избиратели уже не найдут в избирательных бюллетенях графу "против всех". Она исключена. Законодатели решили, что кандидат "против всех" мешает осознанному волеизъявлению избирателей

На думских выборах-2003 против всех проголосовали 2 851 600 избирателей (4,7 процента).

10 Впервые на федеральных выборах не устанавливается минимальный порог явки.

В 2003 году выборы в Госдуму считались несостоявшимися, если в них приняло участие меньше 25 процентов избирателей.