Чем может обернуться предвыборная кампания для приморских СМИ

В воскресенье президент подписал указ "О назначении выборов депутатов Госдумы Федерального Собрания РФ нового созыва", согласно которому выборы пройдут 2 декабря 2007 года. Таким образом, старт предвыборной кампании дан. Для Приморья с его традиционно жесткими методами политической борьбы это означает лишь одно - спокойная жизнь для всех, кто так или иначе связан с выборами, на ближайшие три месяца закончилась.

О том, как может отразиться грядущая избирательная кампания на приморских СМИ, корреспонденту "РГ" рассказал исполняющий обязанности руководителя Приморского управления федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия (Росохранкультуры) Петр Самойленко.

Российская газета | Петр Юрьевич, ожидается, что число вероятных участников предвыборной гонки значительно снизится по сравнению с 2003 годом. Нет больше и одномандатных округов. Произойдет ли в этой связи снижение конкуренции в медиа­пространстве?

Петр Самойленко | Система выборов изменилась, но это не значит, что они обойдутся без нарушений и "черного пиара". Многие партии начали продвигать себя в информационном поле еще до официального начала кампании и тут же подверглись нападкам со стороны оппонентов. Выборы еще не были назначены, но в приморских СМИ уже пошла волна негатива в отношении отдельных политиков. Этот негатив шел без прямого нарушения закона о СМИ, но мог послужить основанием для подачи исков о защите чести, достоинства и деловой репутации, требований опровержения и так далее. Уже отмечены и прецеденты появления поддельных газет с ложными выходными данными. Это тревожный симптом, показатель того, насколько накаляется обстановка перед выборами.

РГ | Какие меры для противодействия нарушениям законодательства намерены предпринять специалисты Приморского управления Росохранкультуры?

Самойленко | В качестве серьезного достижения можно рассматривать значительное сокращение числа так называемых "мертвых душ" - зарегистрированных, но постоянно не выходящих СМИ. Это своего рода мина замедленного действия, которая обычно срабатывает в ходе предвыборной кампании, становясь удобным каналом для "слива" компромата или откровенной клеветы. В соответствии с законом мы ведем системную работу по ликвидации масс-­медиа, которые не выходят больше года. Два последних года по этой причине мы прекращаем деятельность 20 процентов от общего числа зарегистрированных в крае СМИ. Можно сказать, что этот канал для незаконной агитации и использования "черных" пиар­-технологий практически перекрыт.

Кроме того, наше управление работает в тесном контакте с избирательной комиссией Приморского края, администрациями разного уровня, аппаратом полпредства, профессиональными организациями медиа­сообщества. Мы регулярно участвуем в проводимых семинарах по вопросам, связанным с деятельностью СМИ. Наши представители входят в состав ряда рабочих групп при крайизбиркоме.

РГ | Что вы можете сказать об общем уровне "чистоты" приморских СМИ?

Самойленко | По моему мнению, приморские СМИ являются одними из самых профессиональных не только на Дальнем Востоке, но и в стране. Другое дело, что нашим журналистам не всегда хватает корпоративной солидарности. Зачастую профессиональная этика отдельных "коллег по цеху" ставится в угоду сиюминутным финансовым и политическим интересам.

Нужно понять, что политики приходят и уходят, а журналистское сообщество остается. Поэтому мы всегда поддерживаем инициативы, подобные подписанию договора "За честные выборы" между ведущими СМИ края перед выборами в Законодательное собрание Приморского края и Госдумы прошлого созыва. Надеюсь, что аналогичный документ будет подписан и в ходе грядущей избирательной кампании, предварительная договоренность с творческой ассоциацией журналистов Приморского края у нас об этом уже есть.

РГ | Опишите, пожалуйста, алгоритм действий СМИ после опубликования указа о назначении выборов.

Самойленко | Размещать агитационные материалы могут СМИ, зарегистрированные не менее чем за один год до начала избирательной кампании, за исключением СМИ, учрежденных избирательными объединениями. Не позднее 30 дней с момента опубликования указа негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий должны опубликовать расценки на размещение агитационных материалов, а также уведомить избирательную комиссию о своей готовности предоставлять эфирное время и печатные площади для размещения предвыборной агитации.

Собственно агитация в СМИ начинается за 30 дней до даты голосования и заканчивается за сутки до его начала. Однако стоит различать агитацию и информирование, которое осуществляется в течение всей избирательной кампании…

РГ | А всегда ли бывает легко провести грань между двумя этими понятиями?

Самойленко | Критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае грань между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, и любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации. Но это неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации.

РГ | Есть ли у вас данные о том, сколько приморские СМИ зарабатывают на предвыборной рекламе?

Самойленко | Подобные расчеты не входят в наши функции. Но, общаясь с представителями СМИ, я могу сказать, что это серьезный финансовый ресурс для масс­-медиа. Ведь расценки на политическую предвыборную рекламу зачастую превосходят обычные рекламные тарифы в несколько раз, а то и на порядок.

Однако если раньше региональные СМИ и журналисты основную часть денег зарабатывали на кандидатах-­одномандатниках, то теперь ситуация совершенно иная. В выборах будут участвовать несколько партий, агитационный бюджет которых будет распределяться в том числе и административным путем. Основная часть самых крупных партийных бюджетов, скорее всего, достанется нескольким СМИ. Не факт, что это будут самые тиражные и профессиональные масс­-медиа, главным критерием при этом может стать субъективный выбор чиновников от власти либо в партийной сфере…

РГ | Закон предусматривает возможность приостановки и даже прекращения выхода СМИ за неоднократные нарушения предвыборного законодательства. Были ли такие прецеденты в крае за последние годы?

Самойленко | Прецедентов, к счастью, не было. На мой взгляд, гораздо большую опасность представляет пропаганда расовой ненависти и призывы к свержению конституционного строя. До 2006 года подобных нарушений не выявлялось, а в прошлом году мы выявили сразу три таких случая, редакциям СМИ вынесены официальные предупреждения. Этот вопрос находится у нас на особом контроле.

Кстати

Приморский край является абсолютным лидером среди регионов Дальнего Востока по числу зарегистрированных СМИ. На территории Приморья осуществляют свою деятельность 40 процентов от общего числа всех дальневосточных масс-­медиа.