03.09.2007 23:00
    Поделиться

    Телевидение отметило 10-ю годовщину смерти леди Ди

    В минувшем сезоне по-настоящему удалось раскрутить одну новую звезду - девушку-скандал Ксению Собчак. А старые - померкли, потускнели, поистерлись от частого употребления... Это для ТВ - катастрофа. Куда оно без небесных светил и настольных светильников? И потому с места в карьер бросилось фабриковать новые медиа-идолы.

    Попереключаем?..

    Первый тут же открыл ворота "Фабрики звезд-7" и дал старт погоне за "Минутой славы". После юрмальской "новой волны" надо ожидать в ближайшее время сочинское цунами "Пять звезд". СТС принялось в плановом порядке по субботам зажигать суперзвезды.

    Это такое новое предназначение на Земле - запустить на околоземную орбиту какой-нибудь светящийся и непременно пипикающий объект.

    Будет также продолжена работа по обновлению имиджей уже известных лиц отечественного шоу-бизнеса, кино, театра и ТВ. Для этого Первый возобновил "Звезды на льду", а телеканал "Россия" - "Танцы на льду". Оба проекта при всем сходстве идут под разными девизами. Если на Первом мы имеем "Ледниковый период", то на "России" - "Бархатный сезон".

    Смею предположить, что они оба по своим рейтинговым показателям сильно уступят своим первым опытам. В карете прошлого, как известно, далеко не уедешь, даже если к ней привинтить поршневой мотор.

    А Первый прицепил к своему кабриолету реактивную турбину в виде нескольких звездных имен (Волочкова, Верник, Хаматова, беременная Ирина Слуцкая и поединок двух звездных хореографов - Александра Жулина и Ильи Авербуха). Посмотрим: оторвется ли он от земли? Пока мы увидели, что шоу сбито на скорую руку. Звезды "из другой оперы" еле колдыбаются на льду, и чтобы как-то скрасить их неуклюжесть, им всем поголовно придуманы шутовские номера. Принцип такой: ломай дурака - может, сойдешь за умного. Девчата и ребята, не умея держаться на коньках, изображали неумех. Волочкова, опираясь на Сихарулидзе, делала на коньках то, что она умеет делать неплохо на пуантах: принимала красивые позы и высоко задирала ноги.

    А вообще, похоже, что спаривание дилетанта с профессионалом, столь широко распространенное в прошлом сезоне, уже исчерпало себя как принцип развлекательного действа. И густая патока лести, идущая от членов жюри во главе с Татьяной Тарасовой, мало что решает. Что ни делай, а праздник, поставленный на конвейер, неизбежно трансформируется в нечто будничное.

    Испортили песню, дураки!

    Словно в назидание всем, кто рвется в звезды, кто жаждет публичного внимания, ТВ на прошедшей неделе поведало о трагической судьбе принцессы Дианы. На самом деле, оно отметило десятую годовщину ее гибели, показав две документальных картины "Принцесса Диана. Последний день в Париже" и "Подлинная история Дианы" и художественную ленту "Королева".

    Последняя, правда, имеет к самой принцессе касательное отношение - она больше о том, как вышла из затруднительного положения королевская семья после известного ДТП в парижском туннеле и каково было королеве-матери признать свое моральное поражение в поединке с принцессой-невесткой. Еще она про то, как уживается институт монархии с демократией, неотъемлемой частью которой давно уже является таблоидная пресса.

    Тем не менее, и в этой историко-художественной картине отчетливо звучит тема трагической участи человека, ставшего заложником коллективного пиетета.

    Обе документальные ленты примечательны своим диаметрально противоположным отношением к мифу о "народной принцессе". Одна его облачает, другая - разоблачает. Хотя и те и другие авторы внутренне убеждены, что они всего лишь воспроизводят на экране факты и обстоятельства жизни и смерти своей героини.

    Рассказывая "Подлинную историю Дианы", документалисты на самом деле изложили сказочную версию жизни бедной, но родовитой девушки, которая удачно вышла замуж за принца, родила ему двух принцев. А затем, собственно, и начались проблемы житейского порядка. Принц, оказывается, был влюблен в другую Золушку. Начались измены. Он ей - по причине страсти. Она ему - от отчаяния и в отместку. Благотворительная деятельность скрашивала молодой женщине ее не очень счастливую семейную жизнь.

    ...Потом, этот роковой роман с Доди. Принцессу добила пресса. Тут и сказке конец.

    Документалисты порой оказываются неплохими сказочниками. В данном случае сказочный статус принцессы остался непреложным. Более того - подтвержденным.

    А вот в фильме-реконструкции "Диана. Последний день в Париже" он взят под сомнение. Перед нами всего лишь милая женщина с приятными манерами, умеющая держаться на людях, живо общаться с ними, желающая всем понравиться, в том числе и простому народу. В том числе и папарацци.

    Все-таки, реконструкция как прием небезобидна для документального исследования. Она вводит исследователя в искушение, если не вымысла, то домысла. К слову сказать, невинного и невольного.

    "Парижские каникулы" Дианы отчасти напомнили "Римские каникулы" другой симпатичной принцессочки в незабываемом исполнении Одри Хепберн. Мотивы те же: пленница, сбежавшая из дворца, романтическое приключение с молодым человеком из другого мира, пресса, жадная до сенсаций, и невозможность полномасштабного happy end.

    "Римские каникулы" были трогательной комедией. Каникулы в городе Париже обернулись трагедией, над которой мир пролил немало слез, но и заработал кучу денег. И продолжает зарабатывать, судя по тому, что каждая новая подробность из жизни и смерти леди Ди, да и просто упоминание о ней способствует росту тиражей изданий и рейтингов телеканалов.

    ...Мир сильно изменился. Об этом мы судим, сравнивая не только принцесс, но и тех персонажей, которых называем "папарацци". Какие они были благородные, если судить по "Римским каникулам"... Как они измельчали и ожесточились спустя полвека...

    Сегодня особенно нехорошо выглядит вся эта журналистская рать. Королевская семья тоже повела себя не лучшим образом. Но ведь и романтическая пара - Диана и Доди не так уж безгрешна. Он одержим честолюбивыми помыслами, подстегиваемыми амбициями своего папаши-миллиардера. Она сначала кокетничает с таблоидами, затем откровенно провоцирует их на "подвиги", потом не знает, как от них скрыться.

    Получается, что во всей этой истории любви Ди и До - любви чуть-чуть, а корысти, исчисляемой не деньгами, но шумом в СМИ, много больше.

    В кои веки мне стало грустно и обидно, что красивый миф, сложенный народной молвой о народной принцессе, королеве сердец, оказался безжалостно разрушенным. Ведь это был миф о застенчивой и совестливой богине Диане. Согласно древнегреческой мифологии она заботилась о всем живущем на земле, она вызывала рост трав, деревьев и благословляла рождение, свадьбу, брак и все остальные ценности человеческого общежития.

    Стало быть, в ХХI веке нет повести печальнее на свете, чем повесть о Диане и Доди аль-Файеде.

    Поделиться