На мировом рынке стремительными темпами растут цены на зерно

В последние дни августа мировые цены на пшеницу ощутимо выросли. Стоимость сентябрьских контрактов на мягкую пшеницу на Чикагской товарной бирже на прошлой неделе достигла 7,67 американского доллара за бушель - на 1,37 больше, чем месяц назад. Как отразится мировое подорожание на внутрироссийских ценах? Россия с некоторых пор входит в пятерку мировых поставщиков зерна.

Некоторые аналитики считают, что толчком к резкому повышению спроса в мире стали слухи о возможном ограничении экспорта зерна из России, причем уже в ближайшие две недели. Однако президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский сомневается, что события будут развиваться в таком стремительном темпе. Немедленное ограничение вывоза зерна из страны он считает неоправданной и неэффективной мерой. Уборочная кампания продолжается в стране до ноября, и до ее окончания решать вопрос о том, продавать или не продавать часть урожая за рубеж, преждевременно. РЗС настаивает на том, что если и вводить ограничения на экспорт, то с декабря-января.

Спрос на хлеб в мире в этом году очень высок. Причины уже не раз называли эксперты: развертывание мощной индустрии по производству топливного спирта из кукурузы и другого сельскохозяйственного сырья в США, неурожай в некоторых странах, растущий платежеспособный спрос на продовольствие в Юго-Восточной Азии.

Все эти проблемы остро отзываются на населении "нехлебных" стран мира. Но только не России. У нас в последние 8 лет нет проблем с производством зерна. В прошлом году на экспорт ушло около 12 миллионов тонн - в основном пшеницы и ячменя.

Именно экспортеры снимают с рынка "лишнее" зерно и не позволяют цене на него падать ниже того уровня, при котором крестьянам невыгодно заниматься его производством.

Ничего экстраординарного не произошло. Необычны в России в этом году только цены на зерно. В самом начале уборки качественная пшеница подорожала до 6000 рублей за тонну против примерно 4500 рублей за тонну год назад. Сельскохозяйственные производители просто не захотели отдавать свой товар трейдерам намного ниже мировых цен.

Скачок цен на зерно, между прочим, сделал экспорт менее привлекательным и уберег Россию от так называемого перевывоза и последующего дефицита муки и кормов. И дал возможность крестьянам прилично заработать, что позволит им расширить посевы в следующем году, получить больше зерна. А избыток предложения на рынке - самый естественный ограничитель цен на него.

Однако рост цен на зерно и муку стал поводом для повышения цен на хлеб. Хотя известно, что крестьянский интерес в стоимости буханки на прилавке не превышает 25 процентов. И по этой причине регулярные взлеты и падения на зерновом рынке не оказывают принципиального влияния на потребительские цены. При этом хлеб в последние 15 лет медленно, но неуклонно дорожал.

Средние по стране цены на зерно последние полтора месяца снижаются, а цены на хлеб, подпрыгнув, замерли или ползут вверх.

Аркадий Злочевский и сейчас, в свете последних событий на мировых биржах, настаивает на своем прежнем прогнозе: хлеб может до конца года подорожать на 20 процентов.

Объемы экспорта, зафиксированные в августе, не угрожают внутреннему рынку. Вывезено из страны 1100 тысяч тонн зерна против 1300 тысяч тонн в августе прошлого года. И какой бы привлекательной ни была конъюнктура в мире, из России физически невозможно экспортировать более 1800 тысяч тонн зерна в месяц. Инфраструктура не позволяет - железнодорожные и портовые мощности слабы.

Эта чисто техническая подробность позволяет эксперту не опасаться лишнего вывоза зерна до декабря-января. Даже при урожае 76 миллионов тонн без ущерба для внутреннего рынка можно продать за границу 10 миллионов тонн. Чтобы вывезти весь этот товар, потребуется 5,5 месяца при полном напряжении сил.

Есть и еще один - чисто процедурный - момент, который свидетельствует о том, что экспорт скорее всего не ограничат в первые две недели сентября. Только на 11-е число этого месяца назначено заседание рабочей комиссии, которую создали минсельхоз и РЗС для решения вопросов, связанных с управлением зерновым рынком.

Союз будет держаться своей позиции, минсельхоз же, возможно, станет настаивать на том, чтобы еще задолго до нового года ввести экспортную пошлину на ячмень. Его, по прогнозу, в этом году соберут меньше, чем в прошлом, почти на 3 миллиона тонн.

Аркадий Злочевский считает, что мировые цены на зерно в обозримой перспективе не опустятся до уровня в 100-120 долларов за тонну, вокруг которого они колебались еще несколько лет назад. Сейчас они взлетели до 300 долларов за тонну и, по его мнению, теоретически могут снизиться до 250, даже до 200 долларов. Но не меньше.

Для этого есть объективные предпосылки. И это не только растущий спрос на зерно. Затраты на производство неумолимо растут с повышением цен на энергоносители. Руководитель аналитического агентства "Стратег" Владимир Решетняк собрал любопытную информацию о том, что и как дорожало в России с 2000 по 2007 год. По его данным, за это время хлебопекарная пшеница выросла в цене на 48 процентов, мука - на 50 процентов. А дизельное топливо - на 180 процентов, электроэнергия для сельскохозяйственных производителей - на 290 процентов. Хлеб за эти семь лет стал дороже более чем на 160 процентов.

Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев в последние месяцы не раз привлекал внимание к высоким торговым наценкам на хлебобулочные изделия - они порой существенно превышают доли производителей в структуре цены. По его мнению, в такой ситуации защитить малообеспеченных граждан страны можно, если с помощью государственно-частного партнерства добиться производства недорогих "социальных" сортов хлеба наряду с "рыночными", которые, вполне возможно, будут и впредь расти в цене.