Исторический спор бизнеса и минфина о направлениях и скорости налоговой реформы, кажется, близок к завершению. До конца сентября предпринимательским объединениям и министерству финансов предстоит согласовать сценарий снижения налогов в 2009-2010 годах. Это означает, что уже в 2008 году должны быть приняты существенные поправки в налоговое законодательство, разработка которых начнется непосредственно после сентябрьских согласований.
Напомним, что в марте 2007 года на заседании рабочей группы при Совете по конкурентоспособности и предпринимательству было принято решение о совместной выработке бизнесом и властью налоговой платформы. Теперь предприниматели выполнили обещание представить предложения по снижению налогов и рассчитывают, что министерство финансов прислушается к их голосу.
Свои соображения бизнес-сообщество изложило в письме, которое вскоре будет направлено в минфин. Суть предложений - снижение единого социального налога и НДС до 12 процентов. При этом предлагается изменить порядок взимания налога на добавленную стоимость, перейдя к так называемому прямому способу расчета НДС.
Как рассказал "Российской бизнес-газете" руководитель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян, сценарий предполагает только изменение ставок и методов расчета налога на добавленную стоимость и единого социального налога. Он не касается других налогов и вопроса введения налога с продаж. Позиция по этому вопросу будет сформирована предпринимательскими объединениями уже после того, как рабочая группа представит расчеты последствий возможной замены НДС на налог с продаж. "Мы рассчитали только возможность перехода от ныне действующего зачетно-компенсационного механизма уплаты налога на добавленную стоимость к прямому способу расчета НДС", - сообщил Антон Данилов-Данильян.
Сейчас схема расчета НДС крайне усложнена. Предусмотренные этим порядком зачеты, вычеты, получения возмещения из бюджета приводят, с одной стороны, к крайнему усложнению администрирования этого налога как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, с другой- создают предпосылки для появления мошеннических схем.
В частности, связанных с незаконным получением возмещения НДС из бюджета.
Прямой порядок расчета налога на добавленную стоимость предполагает, что стоимость будет рассчитываться как разница между выручкой и произведенными затратами. "Понятно, что добавленная стоимость, рассчитанная таким образом, вещь более-менее понятная. Она состоит собственно из прибыли, фонда оплаты труда и амортизационных отчислений, не принимаемых в расчет при исчислении прибыли. А база по прибыли и по фонду оплаты труда является базой для расчета соответственно налога на прибыль, а также подоходного и единого социального налогов. Таким образом, эта добавленная стоимость более четко выверяется бизнесом и проверяющими органами, когда они рассчитывают налог на прибыль и подоходный налог", - подчеркивает Антон Данилов-Данильян. Поэтому он считает целесообразным перейти на прямой метод расчета налога с одновременным уменьшением ставки до 12-13 процентов. От этого выиграет честный бизнес, который и сейчас не злоупотребляет схемами уклонения от НДС.
По единому социальному налогу предложения предпринимателей предусматривают отмену регрессивной шкалы и снижение ставки с 26 процентов до универсальной ставки 12 процентов. Согласно расчетам, проведенным совместно с ГНИИ развития налоговой системы ФНС, упрощение расчетов за счет отмены регрессии приведет к тому, что уклонение от налога будет происходить гораздо в меньшей степени, чем сегодня. И в результате доходы в бюджет не только не сократятся, но могут даже увеличиться. Предполагается, что соответствующие предложения будут проработаны министерством финансов и станут основой для дальнейшего разговора бизнеса и власти. "Я надеюсь, что минфин выполнит свои обещания, рассмотрит наши предложения, и мы перейдем в режим диалога", - подчеркнул Антон Данилов-Данильян. "При этом каждая из сторон будет основываться на одной и той же статистической базе. Все предыдущие попытки найти общий язык грешили тем, что каждая из сторон обвиняла другую в том, что она не владеет реальной ситуацией, в том числе статистической. Теперь все наши расчеты базировались на сведениях, полученных в рамках рабочей группы из федеральных органов исполнительной власти. Возникла общая платформа, на которой можно уже выстраивать полемику в отношении ставок, поступлений и так далее", - отметил он.