В телеэфире - лучшая роль Александра Калягина

КУЛЬТУРА 23.55

НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО ****

Драма. Из воспоминаний Александра Адабашьяна, вместе с Никитой Михалковым написавшего сценарий "Неоконченной пьесы" по чеховским произведениям: "Фильм снимался в Пущине, в то время идиллическом городке на берегу Оки, где в полукилометре от прекрасной и почти всегда пустой гостиницы стояла заброшенная усадьба с двухэтажным каменным домом, парком из заросших аллей и цветущих прудов. Уже в самом выборе этого места для съемок была режиссура - актеры все лето жили на одном месте, в хороших и покойных условиях быта, на работу ходили пешком, неспешно. Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объема его роли, весь съемочный период провел в Пущине. С семьей, с детьми, чтобы ходить в лес за грибами, купаться в реке, по вечерам ходить в гости и за чаем говорить о погоде на завтра, о том, что завтра снимать и как играть, - так эти чаепития переходили в репетиции, но четкого разграничения на "дело" и "не дело" не существовало. Неизвестно, где рождались те интонации, жесты, маленькие черточки поведения, составлявшие ткань той или иной роли, - на репетиции, на съемочной площадке или в бильярдной, либо в тени операторского зонтика на пляже - весь способ существования был так ненавязчиво, но точно срежиссирован, что грани между работой и отдыхом не существовало... Были, естественно, и споры, и ссоры, и обиды. Однако и тут предусматривалась возможность для выхода отрицательных эмоций. По вечерам был обязательный и непременный футбол, на который Михалков настойчиво и непреклонно собирал всю группу. Играли все желающие. И тут уже несправедливо обиженный механик, которому на съемке досталось за слишком долгую установку камеры, мог отвести душу, пеняя режиссеру за злоупотребление индивидуальной игрой в ущерб коллективным действиям, а актер, чье замечательное предложение по сцене принято не было, неожиданно подвергался льстивым восхвалениям его качеств как свободного защитника, так и диспетчера, гениально видящего поле. И уходил он с площадки в прекрасном настроении..."

...Исполнителя главной роли на протяжении всех съемок терзали сомнения. Из дневников Александра Калягина: "Полжизни унес мой Платонов. Полжизни"; "Платонов мой меня обжег. И мимо бесследно для меня не пройдет"... В архиве актера сохранилась черно-белая карточка, его первая фотопроба для "Неоконченной пьесы". На ней Никита Сергеевич прочертил жирным фломастером внутри круглого калягинского лица нужный абрис: "Влезешь в этот размер, будешь играть". Месяц сидения на одной гречке, как потом выяснилось, оказался не самым тяжелым испытанием во время работы над ролью. У Калягина в образе Платонова не осталось ни одной его фирменной краски и даже тени от его узнаваемых жестов ("Пьеса" снималась после комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!"). Все, что было до того момента наработано, безоговорочно отметалось режиссером. "Никита, прости, я, кажется, провалил роль", - увидев отснятый материал, молвил подавленный Калягин. "Ты не понял, ты сыграл свою лучшую роль!" - парировал Михалков... В ролях - Евгения Глушенко, Елена Соловей, Юрий Богатырев, Олег Табаков. Режиссер - Никита Михалков. Мосфильм, 1976.

ТВ ЦЕНТР 9.05

НЕВЕРНОСТЬ **

Комедия. Из-за случайно открывшейся "интрижки" двадцатилетней давности рушится семья. Примерного мужа выгоняют из дома, но с таким унизительным положением он решительно не хочет мириться... В ролях - Ирина Розанова, Алексей Гуськов. Режиссер - Евгений Звездаков. Россия, 2006.

*** - не пропустите, ** - если нечего делать, * - лучше погулять.