Российская газета | Как к вам пришла идея создать Кодекс этики молодого гражданина России?
Кирилл Мирейский | Мне ужасно не понравилась стратегия молодежной государственной политики, подготовленная министерством образования и науки и рассчитанная до 2016 года. Я спросил у министра Андрея Фурсенко: почему в данной стратегии совершенно не употребляется словосочетание "духовно-нравственное воспитание молодежи"? А слово "патриотизм" проглядывает где-то между строчек. Перед нашей страной сейчас стоят серьезные задачи, и от того, как каждый человек, в том числе и молодой, будет исполнять свои функции, очень многое зависит.
РГ | И что вы решили делать после того, как вам не понравилась стратегия молодежной государственной политики?
Мирейский | Мы сидели за столом, обсуждали стратегию на очередном заседании, и в разговоре родилась идея - как переориентировать молодежь в правильном направлении. Смотрите, сейчас на телевидении героем стал отрицательный персонаж. Такой мускулистый парень, который классно выглядит, но полон злых замыслов. Или вообще весь его образ на этом классном внешнем виде и заканчивается.
РГ | И как же в такой ситуации задавать это самое "правильное направление"? Показывать молодым людям, что стремиться надо к другому?
Мирейский | Если с экрана ему навязывают - накурись, напейся, давай еще подерись, то человек все равно будет формироваться под влиянием этого. А если над поступками будут расставлять оценки: это правильно, это неправильно, человек задумается. Ему нужно будет выбирать, у него включится самоопределение.
РГ | Вы считаете, что пришла пора говорить о нормах хорошего поведения для молодежи в связи с экспансией на телевидении отрицательных образов?
Мирейский | Не только поэтому. Вспомните, при Петре I было "Юности честное зерцало", оно задавало образ чести для молодого человека, воспитывало молодежь. В 90-е годы перед многими буквально стоял вопрос биологического выживания, люди часто жили одним днем и очень насущными проблемами. Надо сказать, что этому способствовала и ситуация пресыщенности фальшивыми ценностями. В 70-80-е годы молодежь все звали что-то строить, а потом выяснялось, что построенное никому не нужно и вообще все не тем занимались. Зато в 90-х, когда все, что было запрещено, стало разрешено, мы пустились во все тяжкие. В 1993 году самыми продаваемыми изданиями в России были порнографические. Сегодня это все проходит, как и ситуация экономического и социального кризиса. А когда вместо выживания начинается жизнь, нельзя не задаваться вопросом о ценностях. И их надо вслух проговорить. Правда - она в чем? Правильно - оно как? Кодекс чести, о котором мы говорим, - это именно попытка сформулировать ценности российского общества.
РГ | Почему это кодекс чести молодого гражданина, а не взрослого?
Мирейский | Потому что для молодых это наиболее актуально. Перед молодым человеком встает вопрос дебюта во взрослом обществе - первой ответственности за свои поступки. До 14 лет детьми больше занимаются родители, а после 14 лет человек развивается сам.
РГ | Вы говорите красиво и правильно, но неужели вы думаете, что 14-летний подросток прочтет "уважай взрослых" и немедленно начнет уважать взрослых, если до этого эти чувства были ему до лампочки?
Мирейский | Если об этом говорить чаще по телевидению, радио, дома, в школе, на работе, в троллейбусе, в метро, на улице - ситуация сдвинется.
РГ | Я не спорю, все нужно проговаривать, но меня смущает официальность вашего документа.
Мирейский | Ну что вы, это же рекомендательный документ. Общественная палата не может взять и поменять мир, чтобы он вмиг стал хорошим. Но она может сформулировать и провозгласить какие-то ценности, которые не покажутся обществу чужеродными. То, что мы предлагаем, не закон, не нормативный акт. Если вам не нравится слово "документ", "кодекс", подскажите, как его назвать. У нас, кстати, в составе творческого коллектива были школьные учителя, и все они говорили: это нужно, это полезно.
РГ | А что говорили сами молодые граждане?
Мирейский | Когда этот вопрос учителя задавали на открытых уроках, 80 процентов ребят отвечали, что это нужно. Понимаете, здесь очень важен фактор популяризации. Можно популяризировать одно, можно другое. У нас сейчас в ходу немного лукавая идеология: каждый сам за себя, каждый сам себе выберет то, что он хочет. А к нам, кстати, на конкурс уже пришли прекрасные работы, на первом месте - Владивосток и Клин.
РГ | Вы не опробовали кодекс на знакомой молодежи?
Мирейский | Опробовали. Были разные замечания. Одному молодому человеку не понравился язык: очень сложный, говорит, давайте, напишем полегче. Но это ведь только проект, который будет обсуждаться еще месяц и корректироваться членами палаты. Потом предстоит окончательное обсуждение.
РГ | Все-таки это какие-то надуманные заповеди - "Полагай любовь"?
Мирейский | А какой найти синоним слову "полагай"? У нас было замечание: "Ну вот еще! Про любовь - первым пунктом!" Да это же не про ту любовь-то говорится. Не про любовь в узкосексуальном направлении, а прежде всего про любовь к Отечеству, к родителям... Это шажочек от своего эгоизма в сторону других людей. Давайте скажем об этом еще раз громко и закрепим в Общественной палате!
РГ | А "уважай родителей"?
Мирейский | А когда "Молоток" пишет: "Забей на родителей!", вам это как? Ничего?
Когда кто-то пишет: "Забей на родителей!", кто-то должен сказать: "Уважай родителей". А то, как отрицательный призыв - так будто сплошной креатив. А как положительный - так банальность.
РГ | Думаете, читатель "Молотка", изучив ваш "кодекс", будет с родителями любезен?
Мирейский | Если бы общество, СМИ не допускали таких выражений, если бы они считались в обществе неэтичными, вопроса о кодексе не возникало бы. А детям было бы стыдно брать в руки такой журнал.
РГ | Почти убедили. Может, нам с вами вместо того, чтобы обедать в дорогой ресторации, обсуждая будущий моральный кодекс молодежи, отправиться в какую-нибудь школу на месяц и непосредственно заняться духовно-нравственным воспитанием молодежи?
Мирейский | Понимаете, один в поле не воин. Это должно делать государство. И опять же каждый должен своим делом заниматься. Надо стремиться в рамках своей семьи и своего рабочего коллектива выстраивать подобные отношения. Это будет гораздо правильнее.