06.09.2007 07:00
    Поделиться

    Неузнаваемая Кейт Уинслет сыграла одно из шести "лиц" Боба Дилана

    Венецианский фестиваль расчленяет и клонирует
    Конкурсный фильм "Там меня нет" - байопик о популярнейшем в мире фолк-рока Роберте Аллене Циммермане, более известном под псевдонимом Боб Дилан.

    Шесть Бобов Диланов

    Это тот редкий случай, когда человек при жизни вошел в современную мифологию. Фильм представил его как выразителя поколения, обкуренного наркотиками и дымами вечно грозящих человечеству войн.

    Его песни о меняющихся временах и новых ветрах становились гимнами антивоенных движений и борцов за гражданские права. Сегодня ему 66, но он по-прежнему занимает первые места в чартах. Журнал "Тайм" включил его в круг ста влиятельнейших персон ХХ века, и он несколько раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Русской культуре Дилан не чужой: его дед и бабка бежали в США из Одессы от еврейских погромов. Впрочем, Дилан и сам не прочь мистифицировать свое прошлое и утверждает, что его предки - из Турции, а среди своих многочисленных псевдонимов числит не только Элстона Ганна, Лаки Уилбюри и Джека Фроста, но и Сергея Петрова.

    Продолжая вольный полет фантазии, режиссер картины Тодд Хэйнс предлагает коллаж, который даже теоретически кажется невероятным. Здесь кинодокументы настоящие и сфальсифицированные. Здесь как бы документальные беседы с реальными персонажами, которых изображают звезды уровня Джулианны Мур. Здесь клипы на темы его песен. И, наконец, сам рок-кумир, как бы разъятый на этапы большого пути и сыгранный шестью актерами разного возраста и пола - от 11-летнего чернокожего парнишки Карла Франклина до Хита Леджера, Колина Фаррелла, Ричарда Гира и даже Кэйт Бланшетт, неузнаваемой в мужской прикольной кожанке и живописно взлохмаченном парике. Это все должно не только передать переменчивую психофизику рок-кумира, но и представить его как фигуру универсальную, воплотившую в себе умонастроения всей многоцветной Америки и выразившей их в своей поэзии.

    Режиссер объясняет, что такой прием - единственный способ показать контрастность этого человека, его противоречивость и сложность, единственный путь проникнуть изнутри в особое безумие его песен. Каждый из Бобов Диланов, по замыслу, выражает очередную фазу эволюции кумира, новый уровень его жизни и творчества.

    Кэйт Бланшетт давно заслужила репутацию актрисы тысячи лиц: она перевоплощалась уже и в королеву Елизавету I, и в кинолегенду Кэтрин Хепберн; в фильме Хэйнса она должна передать фирменно андрогинную природу рок-поколения. Актриса признается, что без ума и от музыки Дилана, и от него самого. "Это самое страшное для актера - влюбиться в своего персонажа. Меня спасало только то обстоятельство, что я играла не совсем Дилана - моего персонажа зовут Джуд".

    Картина Хэйнса не избежала общего греха биографических лент: она немилосердно романтизирует своего героя, возводит его на котурны и кует из него гения, трепетно расстилаясь у стоп небожителя. Поэтому и понравиться она может таким же безоглядным фанатикам Боба Дилана, которых, впрочем, в мире бездна. Они будут впитывать знакомые мелодии, шептать знакомые тексты и видеть в этой многоликости кумира отблески самих себя. Более отстраненному взгляду фильм покажется монотонным и как раз лишенным развития, а его новаторские находки - формальными и умозрительными. Боюсь, правы обе стороны: каждому предмету - свой зритель. Жюри, впрочем, вполне может оценить нестандартность режиссерского эксперимента.

    Надо отдать должное и смелости автора не приукрашивать бунтующее поколение: перед нами адская смесь гражданской активности и наркотического бреда. В этом тоже есть своя правда: не случайно в свои 66 реальный Боб Дилан выглядит на все 80.

    Сны Аллена

    Как я уже писал, в Венеции-07 доминирует англоязычное кино. Другие кинематографии чаще всего представлены сравнительно рядовой продукцией.

    Италия не была бы Италией, если бы не показала картину о мафии - на этот раз душещипательную историю о том, как нахлынувшая любовь к прекрасной фемине смягчила нрав стареющего мафиозо ("Сладость и горечь" Андреа Порпорати). К этому же источнику припадает в трудную минуту герой фильма тайваньского режиссера Ли Кан Шена "Помоги мне, Эрос". Фильм с двусмысленным названием "Солнце тоже встает" снял китаец Чжан Вен, заодно сыграв главную роль в этом альманахе из четырех новелл (события одной происходят в годы "культурной революции"). Картина красива и эмоциональна - режиссер убежден, что именно этого хочет зритель, и добивался, чтобы она действовала "подобно крепкому пьянящему ликеру".

    Из европейского кино на Мостре самый большой успех был уготован фильму, снятому во Франции тунисцем Абделатифом Кешишем, - 151-минутной колоритной саге "Тайна зерна" о патриархе большой семьи, скрипящем, но крепящемся и полном планов. Совершенно неожиданно именно она вырвалась вперед в обоих рейтингах - и в критическом, и в зрительском. Это вновь "неонеореализм", обогащенный ресурсами ручной цифровой камеры: мы просто входим в дом, где по восточному обычаю живут вместе несколько поколений, пребываем в нем, становимся свидетелями ничем не примечательных разговоров за обедом - перепалок, подколов, обмена новостями и сплетнями. Из всего этого незаметно сплетаются и драма, и комедия, и умная притча. Бытописательская картина Кешиша сразу вошла в число фаворитов и главных претендентов на "золото".

    В свой любимый город приехал американский гуру Вуди Аллен, чтобы показать новую работу "Сон Кассандры" - на этот раз вне конкурса, и не комедию, а драму. "Меня всегда интересовали убийства и вообще темная сторона жизни, - рассказывал он на встрече с журналистами. - Преступление и чувство вины - классические элементы любой драмы, а убийство - один из самых любимых инструментов драматургов и режиссеров всех времен". Впрочем, Аллен и не умеет делать чистую драму - все равно получается остроумно и смахивает на фарс. Сюжет опять авантюрный: Том Уилкинсон играет богатого дядьку, который пользуется тем, что его племянники (Эван Макгрегор и Колин Фаррелл) падки на женщин и азартные игры, виртуозно играет на их слабых струнах и втягивает в мокрое дело.

    В свои семьдесят с хвостиком главный нью-йоркский интеллектуал пришел к выводу, что "жизнь - трагический эксперимент и я склонен взирать на нее с пессимизмом. Хотя, конечно, в этом мираже есть несколько изумительно забавных оазисов". Меланхолия Вуди Аллена простирается и на его самооценку: "Странно, но я никогда не ощущал, что мог оказать на кого-нибудь влияние. Хотя сам испытывал сильнейшее влияние таких режиссеров, как Скорсезе, Коппола, Олтмен и Спилберг, комиков Гручо Маркс и Боб Хоуп".

    Для премьеры реанимированной картины Тима Бертона "Кошмар перед Рождеством" на Лидо прибыл Джонни Депп. Самому же Бертону здесь вручат почетного "Золотого льва" за вклад в киноискусство.

    Наступил "час пик" и для нашего кино. Волею жребия все три российских фильма сгруппировались в последние дни фестиваля: "12" Никиты Михалкова - в главном конкурсе, "Отрыв" Александра Миндадзе - в Неделе критики и "Люди из камня" Леонида Рыбакова - в конкурсе короткометражных лент. И, наконец, в четверг кардинал Венеции Анджело Скола собирается вручить премию имени Робера Брессона питерскому режиссеру Александру Сокурову. Эта награда учреждена министерством культуры Италии и Советом по культуре Ватикана.

    Фестиваль в целом проходит без эксцессов, если не считать неизбежного скандала с суперзвездами. Началось с того, что Брэд Питт, приехавший на премьеру своего фильма, отказался снять темные очки перед фотографами, чем вызвал их ярость. Затем во время своего дефиле по красной дорожке у Дворца фестивалей суперидол подвергся настоящему нападению рыжеволосой фанатки, которая, прорвавшись сквозь толпу, пыталась его обнять. Охрана опомнилась слишком поздно. Все обошлось, но как сказала Анджелина Джоли репортерам: "Охрана должна быть бдительнее, ведь на месте этой женщины мог оказаться кто угодно".

    Поделиться