07.09.2007 05:00
    Поделиться

    Cкончался знаменитый тенор Лучано Паваротти

    Знаменитый итальянский тенор Лучано Паваротти скончался у себя дома в родном итальянском городе Модена.

    После него остались четыре дочери и более 70 записанных альбомов. А еще - память и благодарность даже тех людей, которые никогда не слушали его магического голоса: ведь Паваротти регулярно и так часто, как никакой другой музыкант мира давал благотворительные концерты.

    Лучано Паваротти то собирал деньги для детей, оказавшихся в зонах военных и межэтнических конфликтов, то покупал паром для ангольских беженцев, оказавшихся застигнутыми врасплох разбушевавшейся стихией, то спасал жителей Армении, оставшихся после землетрясения без крова. Вряд ли какой еще певец имел такую международную известность и гражданскую значимость, как Паваротти. Его талант и восхитительный голос - надежный, распевный, очень узнаваемый - был одной частью незаурядной личности синьора Лучано. Доброта, желание помогать людям, радушие, искренность - другой, не менее важной. Как для поклонников певца, так и для него самого.

    В том, что Лучано Паваротти стал именно таким - немалое влияние его детства и родителей. Будущая звезда оперной сцены родился 12 октября 1935 года в небольшом городе Модена, в семье булочника-меломана. Отец наизусть знал арии из многих опер, обладал отличным голосом и обожал дома петь. И одно из первых публичных "выступлений" Лучано состоялось именно с отцом - оба стали петь в церковном хоре.

    А дебют на оперной сцене случился уже в довольно зрелом для песенного искусства возрасте - в 26 лет Паваротти впервые выступил на сцене оперного театра. В 1966 году он дебютировал в "Ла Скала". А уже в 1972 году блистал в американской "Метрополитен-опера" - исполнил сложнейшую партию Тонио в опере Доницетти "Дочь полка".

    С тех пор началась слава Лучано Паваротти: вначале как оперного певца, а затем - как человека, думающего не только о своем кармане, а переживающего за людей и стремящегося сделать жизнь мира хотя бы чуточку более счастливой и радостной.

    Среди акций, которые проводил певец, были и туры вместе с другими звездами оперной сцены - Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом, во время которых звездные теноры объехали весь мир. Их трио называлось "Три тенора" и исполняло избранные арии из опер - своего рода хиты академической музыки. Чем привлекало к ней все больше и больше поклонников. А еще были туры "Паваротти и друзья", в которых наряду со знаменитым итальянским певцом участвовали и представители других музыкальных жанров. В частности, рока. Среди таких "друзей" были звезды мирового уровня: Стинг, Боно из U-2, Эрик Клэптон, Элтон Джон, другие. Среди наград синьора Лучано в том числе и Высшая награда в области итальянской культуры.

    Когда Паваротти готовился встретить 70-летие, то заявил о намерении уйти со сцены. Но не получилось - вначале певец дал прощальное турне, которое продолжалось 9 месяцев и включало, в том числе, естественно и Россию. А затем получил столько благодарных отзывов и узнал о стольких бедах, в которых он еще мог помочь людям, что продолжил карьеру. Беда подстерегла неожиданно: в 2006 году певец проходил плановое медицинское обследование. И у него был обнаружен рак поджелудочной железы. Опухоль была злокачественной. В июле того же года Паваротти сделали операцию по ее удалению. Турне по Европе пришлось отменить, однако певец заявил о том, что намерен вернуться на сцену. Впрочем, точно даты не называл. И продолжал проходить курсы лечения, дабы окончательно победить недуг. Увы, в августе 2007 года синьор Лучано снова попал в больницу - из-за сильного жара, высокой температуры и затруднений дыхания. В конце месяца ему стало лучше и по уверению личного менеджера Терри Робсон певец начал думать о записи нового альбома. Предполагалось, что это будет диск духовных песен...

    Увы, вечером 5 сентября певец потерял сознание, по информации итальянского телевидения у него отказали почки. А вчера рано утром Лучано Паваротти не стало...

    - И ведь ему было всего 71, - с горечью сказал "Российской газете" Зураб Соткилава, солист Большого театра и давний друг Паваротти. - Я был в Европе и где-то две недели назад видел Лучано по телевизору. И даже порадовался: он такой свеженький был. Я подумал, что болезнь уже отступила, и вдруг такая трагическая весть.

    Российская газета : Вам приходилось вместе выступать?

    Зураб Соткилава : Нет, поскольку мы оба теноры. Даже на фестивалях - не пересекались. Но мы дружили. И у нас было достаточно встреч для того, чтобы я понял - какой он прекрасный человек. О пении я вообще не говорю. Паваротти был примером для подражания. После Карузо он стоит на втором месте среди всех оперных певцов, которые когда-либо выходили на сцену.

    РГ : А что за человек был синьор Лучано?

    Соткилава : Он был доброжелательный, открытый, искренний, любил помогать людям. В том числе в искусстве. Очень много занимался молодыми певцами, способствовал их росту. При этом он был человеком доступным. Обаяния в нем было море. И еще он был очень хлебосольным. Я это понял, как только впервые оказался у него дома в Модене.

    РГ : Наверное, помимо искусства вас сдружила и общая любовь к футболу.

    Соткилава : О да, несомненно. Паваротти мне рассказывал, что в молодости он даже профессионально играл в футбол. В серии "В" (по аналогии с Россией - это первая лига. - Прим. А.А.). Правда, как оговаривался Лучано - тогда он еще был очень худеньким.

    РГ : До последнего момента верилось, что Паваротти победит болезнь, но увы...

    Соткилава : У него была онкология. Общие друзья рассказывали, что месяц назад Лучано сделали операцию. И она была вроде бы успешная. Но вот как все вышло в итоге...

    РГ : Если бы удалось победить болезнь, приехал ли бы Паваротти в Россию еще раз?

    Соткилава : Он говорил мне о каких-то таких планах. Но точную дату, понятно, не назначал. Во время одного из последних концертов в нашей стране, выступая в Кремле, Лучано был уже очень больным. И слышно было, что он находится уже не в прежней замечательной форме. Однако зрители слушали внимательно и никак не выражали свое удивление или недовольство. Но Паваротти, конечно, понимал, что публика ждала его в этот раз совсем не таким, и сказал залу: "Если бы я пел в Италии - то многие уже бы свистели и громко негодовали. Но вы - чуткие и участливые люди. Все понимаете. И простите меня, если что не так..."

    Паваротти очень любили в России, и в СНГ. Не только за талант. Когда случилось землетрясение в Спитаке, в Армении, он первым провел благотворительный концерт и передал деньги семьям, пострадавшим от трагедии.

    РГ : Благотворительность - особый дар Паваротти. Он им гордился - хотя бы перед друзьями?!

    Соткилава : Нет, он был очень скромным человеком. И не кичился сделанным: Лучано считал все подобные концерты своим обычным делом и своей душевной обязанностью перед людьми...

    Поделиться