11.09.2007 02:00
    Поделиться

    Евросоюз намерен ужесточить условия партнерства с Россией

    За три месяца до прекращения срока действия соглашения о партнерстве Россия-Евросоюз ЕС, похоже, усугубляет противоречия с российской стороной. Особенно в энергетике, сотрудничество в которой должно было стать основой для формирования нового документа о российско-европейском партнерстве.

    Меры пресечения

    Евросоюз по рекомендации Комиссии ЕС по энергетике опубликует в середине сентября несколько директив по ограничению присутствия зарубежных компаний на европейском энергетическом и трубопроводном рынке, экспортирующих энергопродукты в регион ЕС. Более того, как отметила 3 сентября британская "Файнэншл таймс" - и это не опровергло руководство ЕС, в рамках таких директив Еврокомиссия рассматривает варианты введения запрета на инвестиции именно Газпрома в энергетику региона Евросоюза. По времени такие намерения совпали с планами российского энергетического бизнеса, особенно газового и трубопроводного, стать совладельцем соответствующих объектов в Европе. В том числе чтобы остановить растущий реэкспорт российских энергопродуктов странами-членами ЕС по многократно завышенным ценам. А по данным упомянутого британского издания, эмбарго на газпромовские вложения может действовать до тех пор, пока Россия не откроет свою энергетику и трубопроводную систему для участия в них европейского бизнеса.

    Фактически российской стороне вновь будет предъявлено, хотя в косвенной форме, требование ратифицировать документы Европейской энергетической хартии (ЕЭХ). Напомним, что Россия отказывается ратифицировать эти документы именно из-за необходимости такой "открытости" данных отраслей. Характерно, что такие меры предпринимаются на фоне сооружения новых нефте- и газопроводов из России в регион Евросоюза, то есть в контексте заинтересованности РФ в росте прямых, а не транзитных поставок своих нефти и газа странам-членам ЕС. И на фоне высокой внешней задолженности российского газового бизнеса, ныне оцениваемой минимум в 40 миллиардов долларов, - опять-таки в основном перед западноевропейскими коммерческими структурами.

    Тем самым заинтересованность России в дальнейшем росте ее нефте-и газоэкспорта в Брюсселе намерены, видимо, использовать для принуждения России к стратегическим уступкам.

    Способы давления

    Характерно, что аналогичные требования к другим странам-поставщикам Евросоюз не предъявляет. Во-первых, из-за возможностей свободного доступа "инобизнеса" к энергетике и трубопроводам в большинстве стран экс-СССР: такой доступ обусловлен ратификацией ими, как и Норвегией, документов ЕЭХ. А во-вторых, для стимулирования их конкуренции прежде всего с Россией. Как считает голландский эксперт по энергетической политике Йохан ван ден Рауп, "столь жесткие условия не выдвигаются перед Норвегией, крупным энергопоставщиком в ЕС, потому что ее энергетический бизнес не стремится активно проникать в энергетические и смежные активы Евросоюза, а также потому, что Норвегия - потенциальный или фактический конкурент РФ на балтийском, германском и польском рынках газа".

    Еврокомиссия рассматривает варианты введения запрета на инвестиции

    В прежних проектах Еврокомиссии по стимулированию конкуренции на энергетическом рынке ЕС предлагалось разделить компании на генерирующие, транспортные и сбытовые. Если бы победили эти проекты, российскому газовому бизнесу пришлось бы продать часть "евросоюзовских" активов. Но в руководстве ЕС пришли к выводу, что в случае деления компаний по упомянутым признакам возникнет возможность быстрой скупки "варягами" европейских активов в смежных с энергетикой отраслях. Потому и решено ужесточить действия по защите "евроэнергетических" активов и одновременно вынудить Россию работать на европейском энергорынке на "брюссельских" условиях.

    Правительственные чиновники России пока сдержанно реагируют на упомянутые перспективы, высказывая гипотезы о большей энергетической кооперации РФ с азиатско-тихоокеанскими странами, о возможном альянсе российской стороны в энергоэкспортной политике с Ираном, Венесуэлой, Ливией, Суданом, другими экспортерами нефти и газа. Отметим, что до 80 процентов общей протяженности нефте- и газопроводной сети бывшего СССР и почти 70 процентов - российской давно сориентировано на экспорт именно в европейское зарубежье. А новые трубопроводы в России и других странах СНГ строятся, повторим, в основном в регион ЕС: это стратегическое обстоятельство едва ли не учитывают в руководстве Евросоюза. Плюс к этому США недавно ввели санкции против создания "газовой ОПЕК", одобренные НАТО, что является намеком на не только экономические последствия для участников такого альянса и примкнувших к ним стран.

    Клаус Тайбер,
    профессор экономики (Швейцария):

    - Подписав, но не ратифицировав ЕЭХ, Россия одновременно наращивает экспорт в регион ЕС нефти и газа. Если в середине сентября жесткие директивы Брюсселя состоятся, тогда недискриминационным энергорынком в Европе станет лишь регион Европейской ассоциации свободной торговли: Норвегия, Швейцария, Исландия, датские Гренландия, Фареры и европейские "карлики". Но там есть свои энергопродуценты-поставщики, а нужно этим странам несопоставимо меньше нефти и газа, чем региону Евросоюза.

    Поделиться