Отказ от предоставления информации влечет за собой ответственность по нормам административного кодекса.
У бизнес-сообщества эта норма уже вызывает опасение, предприниматели не уверены, что полученную информацию впоследствии нельзя будет приобрести на дисках. Не секрет, что сегодня на любом развале можно купить, например, диск с засекреченными сведениями из баз МВД.
Разработчики законопроекта на это возражают, что согласно законопроекту статистические ведомства обязаны защищать конфиденциальную информацию от любой возможности ее распространения. В документе декларируются гарантии защиты предоставления информации, которая будет отнесена к служебной тайне органов статистики. В отношении этих данных обеспечивается конфиденциальность информации, они не подлежат разглашению (распространению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации. Кстати, руководитель Росстата Владимир Соколин уже пообещал, что из его ведомства утечек не будет.
Помимо данных норм законопроект устанавливает принципы официального статистического учета и системы государственной статистики в соответствии с основными принципами официальной статистики, принятыми Статистической комиссией ООН в 1994 году.
Напомним, что сегодня в России закона о статистическом учете нет, все вопросы статистического учета регулируются правительственными положениями. По словам руководителя Росстата Владимира Соколина, статистика существует вне правового поля и не может похвастаться международным признанием и полным соответствием принципам официальной статистики, принятым комиссией ООН.
Авторы законопроекта также отмечают, что необходимость принятия специального закона о статистике обусловлена потребностью устранить имеющиеся пробелы в правовом регулировании государственной статистической деятельности, поскольку действующее законодательство не в полном объеме учитывает ее специфику. Так, обязанность предоставлять статистическую информацию государственным органам, осуществляющим официальный статистический учет, выражена нечетко. В этой связи отсутствие закона является серьезным правовым препятствием для получения соответствующими органами данных, необходимых для ведения официального статистического учета, в том числе от хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Разработчики документа отмечают, что в законодательстве многих стран предусмотрено формирование официальной статистической информации с широким использованием административных данных. В России же отсутствуют правовые основы применения административных данных в целях официального статистического учета, что затрудняет сбор и обработку данных, увеличивает нагрузку на хозяйствующие субъекты и бюджет. В результате в настоящее время мы имеем несвоевременную, не всегда достоверную и неполную официальную статистическую информацию.
Поэтому одной из самых важных частей законопроекта являются нормы, регламентирующие порядок предоставления респондентами первичных статистических и административных данных.
Несмотря на то что законопроект был принят, ко второму чтению, по мнению депутатов, его надо доработать. В частности, необходимо уточнить вопросы предоставления первичных статистических данных. Следует рассмотреть возможность включения в законопроект нормы о возмещении органами статистики ущерба в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности по вине представляющих организаций. Необходимо также отработать механизм предоставления информации для обеспечения сопоставимости показателей и включить в проект положения о применении иных общегосударственных методологий расчета статистических показателей.