11.09.2007 06:40
    Поделиться

    Школа стирает желание учиться у российских первоклассников

    Еще лет десять назад будущих первоклассников, которые не хотят идти в школу, можно было пересчитать по пальцам. Теперь их большинство. Что произошло? Почему школа потеряла свою привлекательность? Почему дети перестали считать дни до школы, замирать в предвкушении нового мира, новой жизни, новых друзей? Почему все чаще сетуют родители: "еще не учится, а уже не хочет", "не могу понять, почему боится идти в школу". Почему стал типичным абсурдный вопрос "как заставить полюбить школу?".

    "Заставить полюбить" нельзя, тем более шести-семилетнего малыша, который живет чувствами, для которого "надо" может еще относиться к деятельности, но уж никак ни к его восприятию, чувствам, желаниям. Мы не можем "заставить полюбить", но в наших силах создать все условия для того, чтобы свойственная ребенку "ненасыщаемая познавательная потребность" была полностью удовлетворена, мы должны сделать все, чтобы ребенка не тошнило от одного слова "школа".

    Есть несколько причин потери интереса детей к школе, нежелания идти в нее. Первая и, на мой взгляд, главная - резкое повышение требований школы к детям, поступающим в первый класс. Они должны уметь читать, писать, считать, быстро реагировать, не теряться при "перекрестном допросе" нескольких незнакомых взрослых. Чем престижнее школа, тем жестче отбор, тем выше требования. При этом каждая школа формирует свою систему требований, разрабатывает систему тестовых заданий, которые способны поставить в тупик многих взрослых. Живой, думающий, рассуждающий "почемучка" не вписывается в требования. Предпочтение отдается тем, кто тих, сосредоточен, отвечает "как надо" (этому могут научить за хорошую денежку на подготовительных курсах). Не случайно курсы ведут те же педагоги, которые будут набирать первый класс.

    Конечно, школу выбирают родители, а у них свои критерии. Странно, но даже если есть альтернатива, они предпочитают "строгость" и "дисциплину", "большую нагрузку", "загруженность". Они не считают необходимым обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка, учитывать возможность выбора, щадящий режим. Почему-то считается, что хорошие знания (под этим подразумевается возможность поступить в вуз) - результат муштры и тотального контроля. А раз так, то начинать подготовку к поступлению в школу нужно как можно раньше - лет с трех.

    Нетрудно представить себе, как готовят будущих первоклассников к такой школе. В течение нескольких лет ребенок вынужден жить в ситуации, когда результат, несмотря на все старания, редко удовлетворяет родителей и воспитателя. Кроме того, это ситуация непроходящего цейтнота. Нужно научиться быстро схватывать объяснения, быстро выполнять любое задание, быстро научиться читать и писать. Результат этой дрессировки - постоянный стресс и уже к шести годам ощущение себя "плохим", "неспособным", "глупым" (так чаще всего характеризуют себя сами дети). Все это не может пройти бесследно, именно так "убивается" школьная мотивация. Кто же будет стремиться к продолжению мучений, да еще "с любовью"?

    Потогонную систему дошкольной подготовки можно было бы хоть как-то оправдать, если бы она гарантировала или обеспечивала успешную адаптацию и обучение в школе. Но парадокс в том, что многие из тех, кого так готовили, от кого ожидали только успехов, проигрывают тем, в ком было желание, интерес, радость познания (у каждого учителя начальной школы есть десятки таких примеров). Постоянное "не получается" и "не успеваю" в сочетании с недовольством или огорчением родителей, а также раздражение и нетерпение воспитателя или педагога не просто причиняют ребенку боль, убивают желание учиться, но нередко рождают страх перед школой. Страх - самый плохой помощник в формировании желания учиться. Родители мало чем могут помочь, при неудачах ребенка они испытывают жесточайшее разочарование и воспринимают их как крах всех надежд. Это создает пресс с двух сторон, усиливая желание спрятаться от проблем.

    Порой этот страх остается с ребенком на долгие школьные годы. Страх сковывает, не позволяет расслабиться, делает ребенка неуверенным в себе, в своих силах и способностях, и редко кому удается преодолеть себя.

    Есть еще одна причина, которая может создать трудности адаптации, неприятия школы. Резкое ограничение контактов ребенка со сверстниками и чужими взрослыми. "Дети за высоким забором" - особая каста. С одной стороны, у них может быть то, чего нет у многих других, - самые дорогие игрушки и игры, компьютеры и квадроциклы, они много путешествуют, много видят. Но ребенок привыкает к тому, что все внимание окружающих взрослых - к нему, объяснение - для него, его реакция обязательно будет замечена. Сверстники (другие дети) не в счет, более того, они нередко раздражают, создают дискомфорт. Не случайно такие дети не хотят идти в школу либо теряют к ней интерес в первые же дни. Типичные жалобы при этом - "учительница на меня не смотрит" или "ничего мне не объясняет", "на меня даже не посмотрела". Этим детям не хватает внимания, они не умеют работать без поддержки, подбадривания, и неудачи следуют одна за другой. А учитель (даже если у него 12 человек в классе) работать индивидуально не умеет.

    Самое обидное, что школа, как ластиком, стирает желание учиться даже у тех, кто радовался школе. К декабрю больше 80 процентов первоклассников тяжело вздыхают при слове "школа" и ищут любой предлог, чтобы остаться дома. И чем старше, тем сложнее становятся отношения ребенка и школы.

    Но нужно заметить, что школа, которая не щадит своих учеников (ни первоклассников, на одиннадцатиклассников), все чаще старается просто купить любовь и желание учиться. Купить в прямом смысле - где сгущенкой, где деньгами за хорошие оценки. Неужели мы готовы принять этот путь? Может быть, стоит совместно учителям и родителям задуматься о том, как разумно организовать жизнь детей до школы, чтобы не убивать желание учиться? Как?

    Об этом более 100 лет назад писала замечательный русский педагог Елизавета Николаевна Водовозова "Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными..." Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье. А дальше необходимо сделать все, чтобы поддержать и сохранить тягу к познанию и радость открытий.

    Подготовила Елена Новоселова

    Поделиться