20idei_media20
    11.09.2007 02:10
    Рубрика:

    Госдума рассмотрит поправки в закон о сфере услуг

    Депутатом В. Плотниковым был внесен в Государственную Думу проект дополнений к Федеральному закону от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", распространяющий его действие уже не только на новые производства, но и на быстро растущую в России сферу услуг, в том числе экспортных.

    Переход российской экономики на инновационный путь развития и необходимость полноценного участия страны в международном разделении труда настоятельно требуют развития в России не только наукоемкой промышленности, но и современного высокоразвитого сектора услуг.

    Уже сейчас услуги составляют в сумме свыше половины ВВП страны, а их экспорт приближается к 30 миллиардам долларов. Новые перспективы для этого создает ожидаемое присоединение России к Всемирной торговой организации, в рамках которой Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) открывает для отечественных провайдеров зарубежные рынки примерно по 150 разновидностям услуг с предоставлением им либо национального режима, либо принципа наибольшего благоприятствования в этой области. И к использованию этих преимуществ нужно быть готовым. Мировая же торговля услугами превышает 2 триллиона долларов США и растет на 20 процентов в год, т.е. втрое быстрее, чем обычный товарооборот.

    Однако в России данный сектор пока отстает в своем развитии от мировых показателей. Потребление услуг в России на порядок ниже развитых стран, часть из них оказывается кустарно или не практикуется вовсе. Поэтому их стоимость на душу населения у нас равна всего 3 тысячам долларов США в год против 15 - 16 тысяч в Евросоюзе и 25 тысяч долларов в США. Российское законодательство в этой области все еще мозаично, а дефицит страны в международном обмене услугами на фоне громадного положительного сальдо в торговле товарами достигает 15 - 17 миллиардов долларов в год.

    Одним из путей преодоления этого отставания, равно как и приведения отечественного законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО, может стать создание в России по аналогии с промышленными (промышленно-производственными и технико-внедренческими) особыми экономическими зонами также и особых экономических зон по развитию сферы услуг (особых экономических сервис-зон). Это могло бы обеспечиваться распространением на сферу услуг Федерального закона от 22 июля

    2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" через соответствующие дополнения к его тексту.

    Жизнь давно заставляет делать это, ибо первоначальный вариант закона уже на следующий год после его принятия был дополнен Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 76-ФЗ, распространившим режим особых экономических зон на туристско-рекреационную деятельность, а ныне в Государственной Думе ждет своего рассмотрения еще одно подобное дополнение, касающееся портовых особых экономических зон.

    Нетрудно видеть, что оба этих дополнения касаются именно упущенной в свое время в законе N 116-ФЗ сферы услуг, и потому стало бы только логичнее, если режим таких зон распространялся бы на эту сферу не шаг за шагом и выборочно, а сразу покрывал бы все их разновидности и способы оказания в целом, тем самым обеспечивая универсальность применения данного законодательства и его сопоставимость с международным правом. Закрыть этот пробел как раз и призваны предлагаемые дополнения.

    Конкретно они позволили бы создать в формате особых экономических сервис-зон полигоны по освоению отечественными провайдерами современных видов услуг и методов их оказания (в интересах как российских потребителей, так и развития "невидимого экспорта"), равно как и точки притяжения в эту сферу иностранных инвестиций, технологий и менеджемента. Идеальными местами для размещения таких сервис-зон были бы крупные деловые, особенно выставочные, комплексы, наукограды, международные аэропорты и морские порты, где они, в частности, могли бы комбинироваться с технико-внедренческими и портовыми особыми экономическими зонами.

    Потенциал России в данной области неверно было бы недооценивать. Из 12 укрупненных секторов услуг, по которым идет их учет в ВТО, наш корпоративный сектор вполне в состоянии при наличии соответствующих стимулов предоставлять деловые, телекоммуникационные, информационные, аудиовизуальные, строительные, дистрибьюционные, образовательные, транспортные, экологические и туристические услуги, за исключением, возможно, лишь специализированных медицинских, пенсионных и прочих (бытовых) услуг. Мало кто знает, например, что именно Россия занимает четвертое место в мире по экспорту услуг программного обеспечения (после КНР, Индии и Ирландии) с суммой продаж около 2 миллиардов долларов в год. Уже сегодня существенны наши доходы от услуг транспорта, транзита, туризма и образования. Например, дочерняя компания РЖД "ТрансКонтейнер", используя уникальное географическое положение страны между Европой и Азией, намерена довести свой транзитный парк до 23 тысяч платформ и 42 тысяч контейнеров. Западные порты России планируют увеличить обработку внешнеторговых грузов с 37,9 миллиона тонн в 2003 году до 109 миллионов к 2010 году и 160 миллионов тонн к 2020 году. От выставочной деятельности страна зарабатывает всего 400 миллионов долларов США в год, что на порядок меньше даже относительно небольших стран Европы. Но здесь могло бы существенно помочь создание (на статусе сервис-зоны) современного выставочного комплекса "Экспоцентра" в районе аэропорта Шереметьево, проект которого готов и, в частности, не уступает недавно открытому крупнейшему выставочному центру в Шанхае.

    Кроме чисто коммерческих моментов, развитие отечественной сферы услуг имеет также и торгово-политическое значение. При присоединении к ВТО из 125 разновидностей услуг, обсуждавшихся на переговорах, Россия открывает свой внутренний рынок для внешней конкуренции по 30, сохраняет регулирование по 86 и закрывает его по 39 разновидностям услуг, но и при таком разумном протекционизме отечественным провайдерам нужно будет за рынок бороться, и в этом смысле сервис-зоны стали бы еще и проводниками передового опыта, способствовали бы симметрии в освоении наших выгод и в выполнении обязательств по ВТО, в перспективе позволили бы выйти на бездефицитный баланс нашего международного обмена услугами.

    Наконец, особые экономические зоны идеально подходят для производства услуг технически. Большинство услуг рождается интеллектом, а не промпереработкой, и потому не требует для себя значительных производственных площадей, капитальных вложений и длительных сроков окупаемости. Это "легкая" экономика, которой нужны не заводы, а офисы.

    Ознакомление с предлагаемыми поправками показывает, что они достаточно аккуратно и органично вписываются в действующий текст закона N 116-ФЗ, не ломают его уже опробованных, базисных положений и не влекут за собой обычных сложных таможенных процедур, ибо услуги не облагаются пошлинами при импорте или экспорте. Фактически в текст добавляется лишь одна специальная глава, структурированная так же, как и главы по другим, уже существующим зонам.

    Естественно, что данные предложения направлены и в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами для их экспертизы. Ожидается, что процедура рассмотрения внесенных предложений может начаться в Государственной Думе этой осенью, и оно, как представляется, имеет все основания для благожелательной реакции депутатов.

    Иван Иванов

    Академик Российской академии наук