11.09.2007 03:00
    Поделиться

    Законопроект об информационной открытости органов власти станет угрозой для коррумпированных чиновников

    Наряду с законом об инсайде одним из "долгожителей" российского законотворчества является и законопроект об информационной открытости органов власти. Напомним, что минэкономразвития разработало его еще в 2003 году, а правительство рассмотрело документ впервые летом 2004 года. Кабинету министров тогда он не понравился, нарекания вызвало предложение министерства взимать плату за предоставляемую информацию. Доработанный законопроект был внесен в правительство еще раз и рассмотрен в 2005 году. Кабинет министров его одобрил, вроде как оставалось подчистить какие-то шероховатости - и закон будет внесен в Госдуму. Однако попал он туда нескоро, и свое первое чтение прошел только весной этого года. Планировалось, что в силу он должен вступить уже с 1 июля 2007 года. Но депутаты решили перенести его дальнейшее рассмотрение на более поздний срок. Каков этот срок - пока неясно, но в повестке осенней сессии в числе первоочередных он почему-то не значится.

    Эксперты считают, что трудность прохождения законопроекта объясняется тем, что он является прямой угрозой для коррумпированных чиновников. При этом они отмечают, что правительственный законопроект далеко не идеален. Так, экспертов настораживает, что информацию можно будет получить, только если она является открытой, не носит конфиденциальный характер или не содержит государственную тайну. Вот только пока нет четкого определения, что в России является служебной тайной.

    Законопроект о служебной тайне находится только в стадии разработки. А это значит, что решать, разглашать вам сведения или нет, все равно будет чиновник. Правда, в минэкономразвития утверждают, что злоупотреблений в этой области не будет и даже будут составлены перечни сведений, подлежащих обязательному раскрытию. Однако эксперты уверены, что любую нежелательную информацию всегда можно будет спрятать под гриф "секретно".

    Кроме того, законопроект пестрит фразами что информация "может содержать". Заметьте, говорят эксперты, может, а не должна. Главный принцип обязанности был заменен на принцип права. Если законопроект будет принят в таком виде, то он будет давать тысячи лазеек, чтобы не предоставлять гражданам информацию, уверены они.

    Конечно, есть у законопроекта и положительные стороны. Несомненное достоинство законопроекта, отмечают эксперты, это закрепление принципа открытости информации о деятельности органов власти, что дает гражданам доступ к информации государственных служб по запросу, причем без необходимости доказывать, что эта информация им требуется для реализации своих прав. Прописывается, сколько времени может думать чиновник. На рассмотрение запроса чиновникам отводится месяц. А для того чтобы у чиновников не возникало желания проигнорировать ваш запрос или отвечать на него более долгое время, чем положено по закону, вводятся штрафные санкции. Правда, штраф не такой уж и большой, до 3 тысяч рублей, но разработчики законопроекта уверены, что важен не размер штрафа, а его факт.

    Несмотря на критику, о необходимости принятия соответствующего закона, который бы регулировал порядок доступа к информации о деятельности государственных органов, говорят все. В частности, глава Счетной палаты Сергей Степашин считает, что если условно представить Россию в виде акционерного общества, то всех граждан можно считать акционерами, которые доверили государству управлять своими общественными ресурсами и активами. Поэтому надо предоставлять людям объективную информацию о том, насколько правильно и эффективно органы исполнительной власти тратят деньги налогоплательщиков на достижение поставленных целей. Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман отмечает, что благодаря развитию информационных технологий органы федеральной власти станут доступнее для простых граждан. Каждый гражданин сможет проконтролировать прохождение решения по его запросам в органах государственной власти. В связи с этим необходимо обеспечить новое качество и новый уровень открытости госучреждений.

    Хотелось бы отметить, что законы об информационной открытости есть во всех развитых странах. Впервые такой закон был принят в Швеции еще в середине XVIII века, в США - в 1991 году, в Великобритании - в 2000 году. Из стран СНГ законы приняты в Киргизии и в Узбекистане. Более того, во многих областях России сегодня принимаются региональные законы об информационной открытости. Первой такой ласточкой стала Калининградская область. Тезис всех уже принятых законов о свободе информации один: любая незакрытая информация доступна неограниченному числу лиц. Это могут быть граждане своей страны, а также иностранные граждане и лица без гражданства.

    Поделиться